рефераты по менеджменту

Совершенствование системы социальной защиты населения

Страница
4

От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы

социального обеспечения на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

Подводя итог вышесказанному, хочу отметить, что наряду с рассмотренными выше функциями социального обеспечения некоторые специалисты указывают и на другие. В. Ш. Шайхатдинов обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Правовые основы формирования российской федеральной системы социальной защиты населения

Государственная система социальной защиты явление многоаспектное. Это не только комплекс социально-экономических мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам регулируемых общественных отношений к различным отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения). Единая государственная система социальной защиты, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза перестала функционировать. Россия, обретя государственный суверенитет, встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

Комплекс социально-экономических мер как системное образование состоит из относительно самостоятельных элементов — подсистем, закрепляющих виды, основания и условия пенсионного обеспечения, обеспечения граждан денежными выплатами в форме пособий и компенсаций, а также в виде социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой за счет средств государства либо страховых фондов. Другими словами, в структуре государственной системы социальной защиты выделяются:

- пенсионная система,

- система пособий и компенсаций,

- система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных [20.С.39].

Каждая из этих подсистем должна была создаваться заново.

Формирование пенсионной системы. Первый этап осуществления пенсионной реформы в России связан с принятием Закона от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В связи с этим законом был создан Пенсионный фонд России как самостоятельная внебюджетная кредитно-финансовая система.

К числу причин социально-экономического характера, обусловивших объективные предпосылки данной реформы, прежде всего следует отнести девальвацию пенсионной системы советского периода, превратившейся в уникальную уравнительную систему, финансируемую на протяжении многих десятилетий по «остаточному принципу». осуществлялось в порядке государственного социального страхования (что, в частности, было закреплено в КЗоТ РСФСР), однако целевых страховых платежей никто не вносил — ни работодатели, ни сами застрахованные. Размеры таких тарифов дифференцировались в основном с учетом доходности отраслей народного хозяйства. Средства социального страхования практически сливались с налоговыми платежами и аккумулировались в государственном бюджете вместе с иными доходами бюджета. Расходы на выплату пенсий финансировались в основном за счет государственной дотации.

Освобождение трудящихся от страховых платежей выдавалось за величайшее завоевание. В то же время такое положение приводило к искажению реальной стоимости рабочей силы, занижению совокупных затрат на нее, в том числе в пенсионный период жизни человека; создавалась иллюзия, что пенсионеров содержит государство, а не те, кто трудится и создает богатство общества [20. С. 67].

На протяжении многих десятилетий советское государство фактически «экономило» на старшем поколении, финансируя расходы на пенсионное обеспечение по принципу «разумной достаточности», что позволяло сознательно замораживать уровень пенсионного обеспечения на длительные периоды, не гарантируя пенсионерам непрерывного улучшения жизни по мере роста оплаты труда в стране, повышения уровня жизни, появления у государства дополнительных экономических возможностей.

Следствием такой социальной политики стал существенный разрыв и уровне

жизни человека до перехода на пенсию и после него.

Крайне низкий абсолютный и относительный уровень пенсионного обеспечения, превращение общей пенсионной системы в уравнительную, полностью игнорирующую принцип обусловленности уровня пенсии трудовым вкладом человека (один из принципов, отражающих представление людей о социальной справедливости), предоставление преимуществ в пенсионном обеспечении лишь тем, кто был занят в структурах власти либо относился к номенклатуре советских, партийных, комсомольских и профсоюзных органов, — вот те объективные предпосылки, которые диктовали необходимость пенсионной реформы и создания новой пенсионной системы России.

Кроме того, начавшийся процесс перехода страны к рыночной экономике и формирование рынка труда объективно требовали внедрения в систему пенсионного обеспечения страховых начал, т. е. законодательного закрепления реальной, а не формальной системы обязательного пенсионного страхования, гарантирующей достойный уровень жизни тем, кто выбывает из сферы общественного производства в силу причин, от них не зависящих (об основных идеях российского пенсионного закона см. § 1 гл. 8).

Первый этап формирования в России федеральной системы пенсионного обеспечения, как уже отмечалось выше, связан с принятием Закона РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Это первый страховой закон, в котором была предпринята попытка практической реализации страховых принципов в государственной системе пенсионного обеспечения.

Закон 1990 г. закрепил единую пенсионную систему в стране, охватившую все население России. В связи с его принятием были ликвидированы привилегированные и ущербные пенсионные системы (система персональных пенсий, система пенсионного обеспечения кол-хозников).

Закон закрепил равную для пенсионного обеспечения правовую оценку всех видов трудовой деятельности и оплаты за нее; закрепил механизм сохранения

реальной ценности пенсии путем защиты ее от инфляции, предотвращая таким образом снижение уровня жизни пенсионеров. В первоначальной редакции закон закреплял принципиальное положение, в силу которого минимальный размер пенсии не мог быть ниже прожиточного минимума.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту