рефераты по менеджменту

Пути и механизмы формированя инновационной стратегии в условиях рынка

Страница
7

– культуру организации, её традиции, рабочий климат.

После постановки общей цели её конкретизируют.

Цели могут быть долгосрочными – до 10 лет, среднесрочными – до 5 лет и краткосрочными – до одного года. Цели не должны отрицать друг друга и уточняются с учетом возможных изменений. При этом выявляются факторы, угрожающие позициям организации, и факторы, благоприятствующие ее деятельности. Тщательное изучение сильных и слабых сторон конкурентов и сравнение их результатов с собственными показателями позволяют грамотно продумать стратегию конкурентной борьбы. Для этого необходимо выявить основных конкурентов и их рыночные позиции (доля рынка, цели, объем продаж продукции и т.д.). С этой целью проводятся исследования по таким направлениям [37, с. 39-41]:

– оценка текущей стратегии конкурентов (поведение на рынке, методы продвижения товаров, нововведения и т.д.);

– влияние внешней среды на конкурентов;

– прогнозирование будущих действий конкурентов.

При разработке собственной инновационной стратегии руководство организации должно учитывать также изменения в демографической ситуации, образовательном уровне населения, адаптации кадров к условиям рыночной экономики. Пример такого планирования показан на рисунке 6.

Тщательный анализ внутренней среды должен выявить сильные и слабые стороны в деятельности организации. Организации в деловом общении часто различаются тем, насколько их руководители придают значение стратегии внедрения и использования нововведений и в какой степени связывают их с финансовыми целями организации.

Разработка инновационной стратегии часто основывается на оценках и интуиции нескольких сотрудников из высшего руководства. Однако не следует исключать при этом оценки, наблюдения, замечания руководителей средних и низших звеньев персонала. Универсальных рекомендаций для формулировки нескольких вариантов стратегических планов не существует. Каждый отдельный вариант применим и эффективен для определенных условий и временных отрезков [38, с. 41-42].

Рисунок 6 – Разработка стратегического инновационного планирования

Таким образом, используя системный подход к формированию стратегии, руководство должно учитывать все факторы, влияющие на данный процесс. Если требуется, используют помощь сторонних организаций для более субъективной оценки ситуации.

Выводы по первой главе:

1 Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, потребителей. Инновационная стратегия является одной из видов функциональных стратегий, и направлена на повышение конкурентоспособности организации относительно

соперников.

2 Разработка инновационной стратегии должна начинаться с анализа внешней и внутренней среды организации, постановки целей и задач. Необходимо также выделить факторы, определяющие характер инновационных стратегий: наукоемкость продукции, доля рынка, научно-технический потенциал, структура продукции по стадиям жизненного цикла и т.д. Для успешного введения инноваций в организации необходимо с максимальной точностью рассчитывать риски, связанные с предпочтениями потребителей, жизненным циклом товара и конкурирующими продуктами, так как инновационная стратегия требует сначала вложения значительных средств, а результат может появиться значительно позже.

3 После анализа внешней и внутренней среды организации, оценки потенциала организации и постановки целей и задач в систему формирования инновационной стратегии входит комплекс мероприятий, включающий также выбор направления развития организации (изменение процесса управления, предоставления услуг, новая продукция, новые рынки и т.д.), выявление плюсов и минусов в возможных последствиях реализации стратегии, перспективы развития организации после применения инновационной стратегии, разработку стратегии и обратную связь (контроль).

ПРИМЕНЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Основные направления применения инновационной стратегии в условиях рынка

Инновационные стратегии в условиях рынка могут быть деятельностью организации, направленной на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию новых

ресурсов [1; 2].

Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько крупных групп [3, с. 147]:

– продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг);

– функциональные (нацелены на изменение научно-технической, производственной, маркетинговой, сервисной деятельности организации);

– ресурсные (предполагают изменение финансовых, трудовых, информационных и материально-технических условий жизнедеятельности организации);

– организационно-управленческие (затрагивают основы технологий, структуры, методов, системы менеджмента).

Это специальные инновационные стратегии.

Теория и практика стратегического и проектного управления выработала ряд универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ организации, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста организации. Базовые стратегии развития чаще всего делятся на следующие группы [4, с. 149]:

– стратегии интенсивного развития;

– стратегии интеграционного развития;

– стратегии диверсификации;

– стратегии сокращения.

В каждой из этих групп имеются непосредственно инновационные стратегии. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ организации. Их используют в качестве типовых каталогов при подборе альтернативных стратегий.

При определении инновационной стратегии как модели развития организации, делающего в конкурентной борьбе ставку на нововведения, применяется ряд управленческих подходов. В самом общем виде может быть выделено три из них [5, с. 401].

Во-первых, наступательная стратегия. Она характерна для организаций, нацеленных на усиление рыночных позиций, наращивания своей доли рынка. Необходимым условием её реализации выступают: наличие собственной научно-исследовательской базы либо тесное сотрудничество со специализированными в данной сфере организациями. В рамках наступательной инновационной стратегии выделяют несколько разновидностей:

а) стратегия достижения преимуществ по издержкам за счёт удешевления производственных операций как следствия применения новых технологических методов;

б) стратегия создания новых рынков, предполагающая разработку и выпуск принципиально новых видов товарной продукции;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту