рефераты по менеджменту

Основные черты, которыми должен обладать менеджер

Страница
1

Что должен знать менеджер

В своем реферате я попытаюсь раскрыть основные черты,

которыми должен обладать менеджер. Но перед этим, мне кажется

нужно дать определение людям, работающим по этой специальнос-

ти.

Применительно к экономике менеджерами называют специа-

листов, которые, используя различные методы и тактику управ-

ления, способствуют достижению организацией или предприятием

определенных целей. Методы достижения целей могут быть раз-

личны. Сейчас за рубежом получили широкую поддержку предста-

вители "школы человеческих отношений", которые исследуют

проблемы мотивации поведения людей, руководства. Такие иссле-

дования оценивают социально-психологические последствия раз-

личных организационных перемен и дают рекомендации по совер-

шенствованию управленческих процедур, политики, по созданию

такого организационного климата и такой структуры, которые

стимулируют совместные усилия работников. Вообще говоря, ко-

ординация деятельности людей не может быть эффективной, если

они не желают сотрудничать, а такая кооперация не возникает

автоматически, ее необходимо создать.

К сожалению, далеко не все в нашей стране отдают себе от-

чет в том, что экономические цели могут достигаться не толь-

ко путем наращивания капиталовложений непосредственно в про-

изводство, но и за счет вложений в социальную инфраструкту-

ру, создания в трудовом коллективе благоприятной духовной ат-

мосферы, способствующей высокопроизводительному труду. Как

свидетельствуют результаты одного из социологических обследо-

ваний, 65% экспертов сочли, что руководителям недостает уме-

ния использовать в своей деятельности социально-психологичес-

кие походы. В результате существенные возможности улучшения

деятельности остаются невостребованными.

Вовсе не случайно, что в период общего дефицита самым

дорогостоящим оказался дефицит личности. Что бы там не гово-

рили, на деле человек с его нуждами оказался обделенным вни-

манием и центральных органов управления, и руководителей тру-

дового коллектива. Сложилась ситуация, в которой чем упорнее

стремились убеждать людей в приоритетности общественных инте-

ресов, пренебрегая при этом интересами конкретного человека,

тем очевиднее становились его психологическое отчуждение и

самоустраненность от общественных целей, ослабление у него

чувства личной причастности к тому, что делается в родном

коллективе, в экономике страны.

В настоящее время возможности человека реализуются по

множеству причин далеко не полностью: по некоторым данным, не

более чем на 30-40%. В прошлом мы многое теряли оттого, что

не могли в полной мере расковать инициативу, творчество, са-

мостоятельность людей. В этом сейчас и заключена самая боль-

шая и трудная задача. Но как этого добиться ? Как заинтересо-

вать человека в работе с полной отдачей ? Пожалуй, главное,

чтобы люди видели личную заинтересованность в эффективной де-

ятельности своей организации.

Только осознанная потребность в применении своих способ-

ностей, стремление к общественному признанию естественным об-

разом побуждает человека к пополнению своих знаний и умений,

накоплению опыта, что дает возможность работать с большей от-

дачей, наращивать свой вклад в общее дело. Люди должны снова

научиться говорить друг с другом, понимать и признавать друг

друга, сотрудничать. Такое развитие организации - основное

условие гуманизации труда. Эргономические и климатические

улучшения на рабочем месте, как бы они не были важны и жела-

тельны, все-таки второстепенны. Достаточно примеров, когда в

прекрасно оборудованных помещениях, оснащенных климатическими

установками, отношения совершенно негуманные.

Так вот, менеджером является тип научно-практического

управления, т. е. руководства людьми и производством, которое

позволяет выполнять поставленные задачи наиболее гуманным и

экономичным путем. Поскольку задачей менеджмента является

достижение цели, важно правильно ее определить. Если мы ста-

вим перед собой задачу совершенствования организации, не

уточнив ее целей, то рискуем предложить лучшие способы выпол-

нения ненужных функций или лучшие пути достижения неудовлет-

ворительных конечных результатов. Без преувеличения можно

сказать, что наносимый при этом ущерб измеряется миллиардами.

Искусство выбора и формулирования правильной цели, управление

процессом ее реализации, включая оценку достигнутой степени

реализации, отличают действительно умелого руководителя.

Невозможно стремиться управлять людьми, если и руководи-

телям, и подчиненным цели совершенно не ясны. Управлять -

значит побуждать других к достижению ясной цели, а не застав-

лять других делать то, что считаешь правильным.

Процесс управления базируется на нахождении и постановке

цели. Однако затем наступает этап планирования, т.е. исследо-

вания и определения пути достижения цели. Ибо, не спланиро-

вав заранее, как можно добиться результата, только зря тра-

тить деньги и время. Только тогда, когда планируют, и можно

организовать процесс и определить, кто за сто отвечает

(структура управления процессом), что и в какой последова-

тельности следует предпринимать (ход процесса), какие средст-

ва для этого необходимы (обеспечение процесса) и т. д.

Развивая далее процесс управления, приходим к важному

моменту - отделения менеджера от "производственника", который

как можно больше работы стремится сделать сам, не доверяя

своим подчиненным. Следовательно, подтверждается еще один

принцип В. Зигерта и Л. Ланга: кто производит - не управляет,

кто управляет - не производит. Ему полностью отвечает простое

американское определения процесса управления: "Делать что-ли-

бо руками других". Таким образом, менеджер делегирует часть

своих функций в отличие от "производственника", который все

стремится сделать сам даже в ущерб здоровью.

"Производственники" являются самыми лучшими служащими

для самих себя. Но одного эти люди не умеют делать: они не

создают условий роста других. Тут и возникает понятие "моти-

вация". Одна из основных задач менеджера - создать побудите-

льные стимулы для человека, при которых у него возникает же-

лание работать так, чтобы содействовать достижению целей ор-

ганизации. "Производственник" же не умеет управлять, потому

что он никому не дает возможности показать, на что тот спосо-

бен. Он присваивает успех и тем самым лишает других основного

стимула. Отсюда вытекает еще один принцип западного менедж-

мента: управлять - значит приводить к успехам других.

Менеджеров, или управляющих всегда интересовало, при ка-

ких условиях человек мотивирован к работе по чужому заданию,

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту