рефераты по менеджменту

Организационная культура библиотек

Страница
9

Нахождение ответов на эти вопросы требует их постоянного обсуждения в коллективе, а также систематического мониторинга состава читателей, изменение спроса, удовлетворенности населения различных групп качеством обслуживания, осведомленности читателей о предлагаемых услугах, об информационных ресурсах страны и региона, которыми можно воспользоваться.

Средства, избираемые руководством и персоналом для достижения поставленных целей деятельности, оцениваются с точки зрения их соответствия ЦЕННОСТЯМ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ, действенности, понятности каждому сотруднику. С указанием позиций их тоже важно обсуждать в коллективе, так как смысл и перспективность решений руководителей или поступков подчиненных, не дающих сиюминутного очевидного эффекта, могут быть либо неверно истолкованы, либо просто неизвестны. Недостаточная информированность приводит к возникновению слухов, домыслов, предубеждений, а так же к отчуждению руководства от персонала, а персонала от библиотеки, деятельность которой перестает восприниматься как лично значимая. Поэтому оперативное и полное оповещение сотрудников о состоянии дел и перспективах развития библиотеки, о возможных изменениях ОК и, особенно, планируемых нововведениях является действенным способом формирования культуры.

Нормы ОК, партнерский стиль управления меняют характер взаимоотношений между сотрудниками, между персоналом и руководством, ведут к формированию команды единомышленников.

Создание условий для самореализации, удовлетворенности людей содержанием труда – обязательная характеристика жизнеспособной культуры.

Формирование ОК в общедоступной библиотеке

Характеристика ЦРБ Кировского района – базы исследования

В 1936 году при доме Советов открылась библиотека со штатом шесть человек и фондом 32 607 ед. хранения. Сейчас здесь трудиться 48 человек, а фонд вырос до 235 000 ед. хранения. Библиотека ежегодно обслуживает 16 000 читателей.

Начиная с 80-90-х годов в структуре библиотеки многое изменилось. Были открыты новые отделы: литературы по искусству, краеведению, инновациям, автоматизации; музеи «Петергофская дорога» и «Библиотека в рекламе».

С конца 90-х годов стало понятно, что современная библиотека должна уметь пользоваться в интересах читателей благами информационного общества, быть открытой и доступной. А для этого необходимы преобразования не локальные, а системные, то есть изменение всей библиотеки — ее структуры, процессов и методов работы. Со второй половины 90-х годов стратегия библиотеки состоит в постоянных постепенных изменениях; в изменении ориентации: от накопления информации к ее доступности и распространению.

ЦРБ создала свой образ и выстроила свою информационно-просветительскую стратегию. Эффективным нововведением стало открытие «Центра скорой информационной помощи для населения по социальным вопросам», главная его идея – удовлетворение информационных потребностей в области права, образования, здравоохранения, экологии, краеведения. Здесь используются ресурсы нашей библиотеки и библиотек – филиалов. Жители Кировского района получили возможность использовать эти ресурсы, ресурсы интернета и компьютерную справочную правовую систему.

ЦРБ им. Шолохова – многофункциональное структурное подразделение ГУ «ЦБС Кировского района». Здесь работает:

· Центр скорой информационной помощи

· Отдел литературы по искусству

· Краеведческий центр

· Музей библиотечной рекламы

· Мини музей «Петергофская дорога»

· Читальный зал

· Абонемент

· ЦДБ (+ театральная студия «Александрино», клуб выходного дня «Мы вместе»).

Миссия – оперативное и качественное предоставление информации населению и организация досуга [[1]].

Девиз – «Вместе знать, вместе делать, вместе побеждать». В. К. Клюев.

Основная стратегическая цель – привлечение широких слоев населения в библиотеки и повышение востребованности библиотек.

Основные социальные направления деятельности

· Работа с социально незащищенными слоями населения (детьми, инвалидами, пенсионерами), их информационной обеспечение и организация досуга с помощью культурно-массовых мероприятий;

· Краеведческая работа.

· Экологическое воспитание населения.

· Нравственно- патриотическое воспитание и организация досуга молодежи.

· Методическая помощь руководителям детского чтения дошкольных учреждений и школ района.

· Поддержка детского чтения, проведение мероприятий способствующих организационной культуры чтения населения.

· Интеллектуальная помощь в сфере непрерывного образования.

Эмблема ГУЦБС две перевернутые книжки символизируют уютный дом, это означает, что в библиотеках всем будет уютно и комфортно, как дома (Приложение № 2).

В 2008 году в рамках ГУЦБС, Отделом планирования и развития организована Школа руководителя для заведующих филиалами. Цель занятий – создание необходимых предпосылок для теоретического понимания важнейших проблем и практического применения навыков управления, к чему следует отнести: Организацию культурного досуга сотрудников ГУЦБС, посещение театров, концертных залов, музеев (ответственный - Администрация ЦБС).

Компоненты ОК библиотеки

Для выявления компонентов ОК данной библиотеки были использованы:

· Устав библиотеки,

· Ежегодный отчет ГУЦБС (2008 год),

· Ежегодный план ГУЦБС на 2009 г.

· Деловая книга библиотекаря (2006, 2007 г.г.)

· Устная беседа с заведующей библиотекой Старовойтовой Натальей Викторовной и библиотекарями.

По результатам устной беседы сложилось впечатление, что процесс формирования организационной культуры в библиотеки Кировского района им. Шолохова проходил в течение длительного времени. Естественно, что с течением времени и под воздействием обстоятельств культура библиотеки менялась, создавались новые ценности и свойства, присущие только ей. Развитие библиотеки в 80-90-е годы обеспечивалось стабильностью окружения и регулярностью финансирования. Библиотека работает как устойчивая система со своими организационно-структурными и культурными особенностями. Каждый сотрудник занимает определенное место во внутренней иерархии подчинения, каждый отдел решает свои задачи. Считаю, что степень открытости и доверия подразделений друг к другу недостаточна, и многие действия подкрепляются бумагами и личными подписями, неизбежные ошибки работы возводятся в абсолют. Общую культуру библиотеки можно охарактеризовать как консервативную, основанную на постоянстве, иерархии, исполнительности сотрудников. Для большинства работа в библиотеке не является интересной и престижной.

Анализ документации библиотеки показал следующее.

ОК ЦРБ Кировского района им. Шолохова, как и любая другая ОК, состоит из нескольких компонентов:

1. представление о миссии, назначении библиотеки, основных целях ее деятельности, осознанных и разделяемых всеми сотрудниками;

2. ценности организации: средства, использование которых допустимо для достижения целей деятельности библиотеки;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту