рефераты по менеджменту

Организационная культура библиотек

Страница
8

3. Социализация, т. е. методы, позволяющие работникам адаптироваться к библиотечному окружению. Методами социализации служат предварительные курсы, семинары, беседы, знакомящие с нормами библиотечной жизни.

Изменение ОК может повлечь за собой непредсказуемые и нежелательные действия. Условия, которые предопределяют необходимость изменения ОК, можно установить на выводах С. Роббинса:

· наличие серьезного кризиса в деятельности библиотеки;

· небольшие размеры и срок существования библиотеки;

· смена лидеров.

Роль ОК в библиотечном коллективе

Коллектив – высшая стадия развития организационного сообщества людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов, как самим процессом совместной деятельности, так и ее организации, системой стимулирования.

Коллектив характеризует высокая сплоченность в основных или во всех сферах жизнедеятельности, доминирования принципов товарищества в развитии деловых и личных отношений, преобладание общественного самоопределения над индивидуальным.

Основными факторами формирования коллектива является:

· применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности;

· создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива;

· обеспечение компетентного руководства и положительного личного примера руководителя;

· целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение в субъект управления.

Библиотечный коллектив является разновидностью социальной группы и характеризуется совместной общественной необходимой деятельностью, разделением функций между членами коллектива, обменом информации, наличием межличностных отношений профессионального, коммуникативного, личностного характера. Каждый библиотечный коллектив имеет свою структуру, свои специфические признаки формирования, развития. Коллектив работников библиотеки представляет собой открытую подсистему, вступающая в процессе своей деятельности в контакты с другими организациями и коллективами, а так же с многочисленными читателями библиотеки. Поэтому психологический климат коллектива во многом зависит от социального статуса и престижа библиотеки.

Коллектив является основной сферой приложения способностей, реализации потребностей и интересов личности. Признак коллектива – социально-психологическая общность, создающая целостность группы.

Библиотечные коллективы, за редким исключением, - женские, что делает их более эмоциональными и напряженными. Напряженность чаще всего связана с личными отношениями в коллективе, реже – с деловыми. Улучшение коммуникативных межличностных отношений для библиотечного коллектива имеет решающее значение.

ОК, как упоминалось в предыдущих главах состоит из нескольких компонентов одним из них является миссия.

Миссия – назначение библиотеки, основные цели ее деятельности, осознанных и разделяемых всеми сотрудниками.

Существует широкое и узкое понимание миссии. В широком смысле миссия характеризуется предназначением библиотеки. И когда говорят о музеях, библиотеках, театрах как учреждениях культуры, основанием для их объединения в одну группу служит именно общность целевого начала. В узком понимании миссия проявляется одновременно и принадлежностью данной библиотеки к разряду библиотечных учреждений, и ее уникальность, отличие от всех других. Все остальные компоненты ОК, несмотря на их разноплановость, выступают в роли мотиваторов, способов претворения в жизнь целей деятельности библиотеки с соблюдением принятых в коллективе ценностей и норм поведения.

Показателем понимания и признанием руководством и персоналом общих ценностей и норм является – ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ, демонстрирующее сплоченность коллектива, его конфликтоустойчивость, восприимчивость к новшествам. О жизнеспособности формируемой ОК судят по организационному развитию – позитивным качественным изменениям в деятельности библиотеки, приводящим к расширению сферы социального влияния, повышению престижа, большей адаптивности к постоянно меняющимся внешним условиям.

Миссия библиотеки как социального института, ее ответственность пред обществом и гарантии населению находят отражение в этических кодексах. Эти документы характеризуют культуру на корпоративном уровне и обязательно принимаются во внимание в процессе формирования культуры каждой конкретной библиотеки.

Значение корпоративных ценностей и норма очень велико. Они задают общее направление движения и не позволяют отклониться от него, показывают влияние деятельности любого отдельного коллектива на престиж всей библиотечной системы в целом; отражают требования к профессиональным личностным качествам сотрудников.

Определение миссии и генеральных целей, их принятие всеми сотрудниками библиотеки принципиально важно. Именно понимание общих целей позволяет связать воедино и приблизить административно-управленческие и технологические проблемы к социальным ожиданиям каждого работника, убедить его в общественной значимости и гуманистической направленности повседневного труда. Причем чем больше штат библиотеки, тем важнее внутренне согласие сотрудников с декларируемыми целями. Это объясняется тем, что раздробленный технологический процесс, характерный именно для крупных библиотек, часто ведет к тому, что за повседневной работой люди перестают видеть общий смысл своего труда и осознавать, что конечный результат стоит затрачиваемых ими усилий. В такой ситуации отсутствие в фонде или СБА нужных читателю материалов связывают с ограниченностью средств в комплектовании, с невозможностью предусмотреть все возникшие запросы, но только не с нарушением прав личности на доступ к информации.

Генеральные цели деятельности влияют и на руководителей библиотеки, требуя соотнесения с ними текущих планов, стиля взаимоотношений, используемых средств мотивации персонала.

На представлении о миссии строиться и вся деятельность библиотеки по установлению и поддержанию связей с общественностью. Именно миссия позволяет продемонстрировать общественности, каково предназначение библиотеки, к чему она стремиться, какие средства может и готова использовать для достижения поставленных целей.

Определяя миссию своей библиотеки, сотрудники совместно должны ответить на многие вопросы, в том числе:

· какова миссия библиотек в современном обществе;

· какова миссия нашей библиотеки;

· кто является нашими основными читателями, каковы их потребности и ожидания;

· соответствуют ли ресурсы, имеющиеся в распоряжении библиотеки, потребностям тех групп читателей, ответственность за обслуживание которых мы берем на себя;

· как мы должны действовать в ситуации, когда выполнить читательский запрос не возможно;

· чем отличается наша библиотека от других и чем мы хотели бы, чтобы она отличалась;

· каков имидж нашей библиотеки;

· насколько он нас устраивает;

· что делается и должно делаться для повышения престижа библиотеки, расширения ее влияния, укрепления деловых связей с другими учреждениями.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту