рефераты по менеджменту

Организация труда персонала, ответы на экзаменационные вопросы

Страница
1

Записи при чтении. Практические приёмы ведения записей. Выписки. Составление плана документа. Ведение графического конспекта.

Чтение документов должно сопровождаться ведением записей – это способствует лучшему усвоению прочитанного, даёт возможность сохранить нужные материалы в удобном для использования виде, помогает закрепить их в памяти, позволяет сократить время на поиск при повторном обращении к источнику. Но рациональными записи могут быть лишь в том случае, если придерживаться некоторых правил.

Лаконизм в изложении, использование сокращений, условных знаков. При этом система сокращений и условных знаков должна оставаться постоянной, иначе спустя некоторое время окажется трудным разобраться в непонятных «закорючках».

Наглядность и обозримость записей. Следует так располагать их, чтобы были ясны логические связи, иерархия понятий. Можно использовать систему заголовков, ключевых слов, нумерации, использовать абзацы и отступы, подчёркивания текста.

Форма записей. Книжная (сброшюрованные записи) или карточная? Лучший способ ситематизации материалов – карточная форма.

Ведение записей только на одной стороне листа. При этом ускоряется поиск и систематизация, становится возможным делать вставки в текст.

Выписки из текста. Главное условие – особая тщательность. Любая небрежность в выписке данных из документа может привести к значительным потерям времени на их уточнение или повторный поиск. Выписывают все данные, представляющие интерес для работы. В некоторых случаях бывает целесообразным использование т.н. «формализованных выписок» - листы или карточки заранее разграфляют и все данные выписываются на отведённые им места (строки или графы). Это ускоряет выборку из документа нужных данных.

Более сложный вид записи – составление плана документа, отражаеющего его содержание и структуру. Пользуясь планом, можно легко восстановить в памяти содержание любого документа. Составление плана может рассматриваться в качестве предварительного этапа работы перед тем, как перейти к более сложным видам записей – тезисам и конспекту.

Ведение графического конспекта – наиболее совершенный способ изображения внутренней структуры документа, а сам этот процесс помогает усвоению его содержания.

Зарождение Российского научного менеджмента.

Проблемами организации труда отдельные российские специалисты начали заниматься в начале ХХ века независимо от Тэйлора. Л.Крижевецкий оразработал учение о профессиональных типах и даже пытался построить «карту размещения в обществе способностей». Исследования физиолога М.Сеченова послужили основой для созданного им впоследствии теоретического учения о трудовых движениях человека. Разработка научных основ менеджмента велась в рамках научной организации труда – НОТ. Пик популярности идей Тэйлора пришёлся на 1913 год, когда начал издаваться журнал «Фабрично-заводское дело». Формирование отечественной науки управления и организации труда разворачивалось в 20-е годы на фоне острой дискуссии вокруг системы Тэйлора и вопросов НОТ. Одни считали её приемлемой почти без оговорок, другие почти полностью отвергали идеи Тэйлора.

Важными этапами в развитии российского научного менеджмента стали две конференции по НОТ, проведённые в 1921 и 1924 годах. На первой из них было дано определение НОТ (организация, основанная на тщательном изучении производственного процесса со всеми сопровождающими его условиями и факторами), на второй были сформулированы главные задачи в области НОТ (переработка достижений западных теоретиков и практиков, обмен опытом; увязка научно-исследовательской деятельности с потребностями производства; установление связей между иниститутами и дабораториями НОТ; опытное изучение труда в производстве и управление, а также отдельных трудовых процессов; организация школ для подготовки инструкторов, способных к внедрению наилучших методов работы; внедрение в труд и изучение во всех типах школ принципов НОТ).

Ведущими научными институтами в России были ЦИТ (Центральный институт труда, директор – А.К.Гастев), КИНОТ (Казанский институт научной организации труда) и ГИТУ (Государственный институт техники управления).

Видным теоретиком управления был А.А.Богданов, сформулировавший основные понятия и методы организационной науки.

О.А.Ерманский был одним из первых российских учёных, подвергших глубокому критическому анализу западные теории по организации труда. Именно он впервые употребил аббревиатуру НОТ. Основным вопросом рационализации организации труда, по Ерманскому, было определение критерия рациональности организации любой работы. Ядром его концепции являлся «физиологический оптимум», поддержание интенсивности труда на оптимальном, научно обоснованном уровне.

Индивидуальное планирование рабочего времени. Этапы процесса планирования. Правила планирования рабочего времени Л. Зайверта.

Индивидуальное планирование рабочего времени – сложная задача, не зависящая от величины и структуры организации; процесс, определяющий что должно быть сделано для повышения эффективности производства. Планирование должно иметь системный характер, учитывать взаимосвязи внутри организации. Планирование должно обеспечить эффективное использование, вероятно, самого ценного достояния – времени, а именно: либо употребить имеющееся время для плодотворной и успешной деятельности (максимальный критерий), либо достичь поставленных целей с возможно меньшими затратами времени (минимальный критерий).

Существует 8 этапов процесса планирования:

внутрення стратегическая оценка (ищется ответ на вопрос – какие проблемы следует учитывать на планируемый период),

внешняя стратегическая оценка (выявляются внешние факторы, кои следует предсумотреть в плане – поставщики, конкуренты, заказчики и т.п.),

формулирование предпосылок плана (внимание на главныее проблемы плана; из множества внутренних и внешних проблем выбираются наиболее существенные, требующие скорейшего решения, проблемы размещаются в порядке важности),

стратегическое планирование (согласование целей и задач своего плана и планов других),

разработка критериев результативности (определяются конкретные результаты на каждом этапе реализации задачи),

планирование мероприятий (выделяются конкретные мероприятия, кои будут осуществляться в плановом периоде),

планирование проектов (перечень мероприятий детализируется на конкретные работы, их последовательность, оценку затрат),

оценка плана (оценка полученных результатов).

Известный немецкий специалст в области менеджмента Л.Зайверт рекомендует придерживаться следующих основных правил планирования индивидуального планирования:

охватить планом лишь 60% рабочего дня, оставив 20% на решение непредвиденных проблем и 20% на творческую деятельность, в т.ч. повышение квалификации;

тщательно документировать и контролировать расход времени, чтобы лучше определять будущие потребности в нём и правильно распределять его;

распределять задачи на долго-, средне- и краткосрочные, устанавливать приоритет по их решению;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту