рефераты по менеджменту

Обоснование и выбор дивидендной политики компании

Страница
5

Вопросы расчёта и раскрытия информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, регламентируются международным стандартом финансовой отчётности МСФО 33 «Прибыль на акцию», принятым Комитетом по разработке международных стандартов финансовой отчётности в 1997 году. В России АО следует руководствоваться Методическими рекомендациями по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (Приказ Минфина РФ от 21 марта 2000года № 29н). [15]

Компания раскрывает информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию с помощью показателя базовой прибыли (убытка) на одну акцию.

Базовая прибыль на одну акцию показывает сумму чистой прибыли, убытка АО, приходящуюся на одну обыкновенную акцию компании, находящуюся в обращении в течение отчётного периода:

, [4]

где Еб - базовая прибыль на акцию;

Qч - чистая прибыль (убыток) компании;

Dприв - сумма дивидендов по привилегированным акциям;

N - число обыкновенных акций компании, находящихся в обращении.

Показатель Еб - базовая прибыль на акцию приведен в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» стр. 201. [Приложение]

2. Доля выплаченных дивидендов показывает, какая доля чистой прибыли АО была израсходована на выплату дивидендов:

,[4]

где di – дивиденд в i-том году;

Еб – базовая прибыль на одну обыкновенную акцию в этом же году.

Показатель di – дивиденд в i-том году приведен в форме №2 «Отчёт о прибылях и убытках» стр. 202. [Приложение]

Коэффициент не должен превышать единицу (). Условие >1 означает, что компания заимствует деньги для выплаты дивидендов из других источников, либо свидетельствует о нерациональной дивидендной политике компании. В рассматриваемом примере <1, следовательно, компания в отчётном году получила достаточно прибыли, чтобы выплатить дивиденды.

Принятие решения о размере дивидендов (дивидендная политика) связано с другими финансовыми и инвестиционными решениями. Если выплачиваются небольшие дивиденды, это может означать, что руководство делает ставку на дальнейшее развитие компании и пытается сохранить собственные средства для финансирования планируемой деятельности. Другие компании могут использовать кредиты в качестве источников финансирования, высвобождая средства для выплаты дивидендов.

Таким образом, дивидендная политика обычно является компромиссом между капитализацией прибыли, с одной стороны, и выплатой высоких дивидендов в сочетании, например, с эмиссией новых акций – с другой. При такой инвестиционной политике компании размер выплаченных дивидендов представляет собой поиск компромиссного решения. Чаще всего руководство стремится к сохранению фиксированных и медленно возрастающих дивидендов. Тогда динамический ряд изменения дивидендов характеризуется меньшим разбросом значений, чем динамический ряд значений прибыли на акцию.

В таблице 1.1 [Приложение 1] представлены сведения об изменении прибылей и дивидендов в 1999-2004 гг. Рассмотрим рисунок 1 [Приложение 2] (ЗАО «Керамика»: прибыли и дивиденды в 1999-2004 гг.), изображённый на основании данных таблицы.

Рисунок иллюстрирует дивидендную политику ЗАО «Керамика» за 6 лет. За период с 1999 по 2004 гг. коэффициент выплаты дивидендов компании возрос с 10% до 25%. Рост этого коэффициента во многом определяется ростом прибылей этих лет. Мы видим, что в 2003 и 2004 гг. дивидендные выплаты были резко повышены вслед за увеличением прибыли этих лет. А в 2001 и 2002 гг., когда прибыль повышалась не значительно дивиденды стабилизировались (доля чистой прибыли, направляемая на дивидендные выплаты составила 20%). В 2000 г. коэффициент дивидендных выплат был минимальным – 10%, так как прибыль этого года существенно понизилась и составила 125 тыс. руб.

На мой взгляд, сохранение дивидендов – это был способ дать сигнал акционерам ЗАО «Керамика» о том, что руководство компании уверено в том, что снижение прибыли носит лишь временный характер и что вскоре тенденция к росту прибыли восстановится. Именно так и произошло. Прибыль в 2001г. возросла, а вслед за ней резко увеличился коэффициент дивидендных выплат (с 10% до 20%)

С 2003 по 2004 г. доля чистой прибыли, направляемая на дивидендные выплаты осталась неизменной – 25%, хотя прибыль этих лет существенно возросла (с 209 тыс. руб. в 2003 г., до 280 тыс. руб. в 2004г.). Это явление объясняется тем, что предприятие преступило к расширению производства. Возросла потребность в финансировании развития. Ведь чем большая часть прибыли выплачивается дивидендами, тем меньше остаётся нераспределенной прибыли на самофинансирование развития. Увеличение нормы распределения влечёт за собой снижение внутренних темпов роста, что в свою очередь накладывает ограничение на темпы наращивания выручки.

Итак, перед инвестором стоит вопрос: Что он предпочитает – дивиденды или прирост капитала; что предпочтительнее для инвестора, чтобы фирма распределила прибыль в виде дивидендов, или же эту прибыль целесообразно вновь вложить в дело, чтобы в дальнейшем получить доход от прироста капитала?

Пунктирными линиями за пределами 2004г. на рисунке 1 показаны прогнозы динамики прибылей и дивидендов компании. На мой взгляд, прибыли ЗАО «Керамика » будут и в дальнейшем расти, и что в долгосрочной перспективе по мере роста прибыли, компания будет увеличивать дивиденды.

Методы повышения привлекательности предприятия используя инструмент дивидендных выплат.

Понятие дивидендной политики может быть сформулировано следующим образом: дивидендная политика представляет собой составную часть общей политики управления прибылью, заключающуюся в оптимизации пропорций между потребляемой и капитализируемой ее частями с целью максимизации рыночной стоимости предприятия.

Выработка дивидендной политики обуславливает следующие: с одной стороны, выплата дивидендов должна обеспечить защиту интересов собственника и создать предпосылки для роста курсовой цены акций, и в этом смысле их максимизация является положительной тенденцией; с другой стороны, максимизация выплаты дивидендов сокращает долю прибыли, реинвестируемой в развитие производства. При формировании дивидендной политики необходимо учитывать, что классическая формула: «курс акций прямо пропорционален дивиденду и обратно пропорционален процентной ставке по альтернативным вложениям» применима на практике далеко не во всех случаях. Инвесторы могут высоко оценить стоимость акций предприятия даже и без выплаты дивидендов, если они хорошо информированы о его программах развития, причинах невыплаты или сокращения выплаты дивидендов и направлениях реинвестирования прибыли. Принятие решения о выплате дивидендов и их размерах в значительной мере определяется стадией жизненного цикла предприятия.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту