рефераты по менеджменту

Операционные риски

Страница
4

Риски потерь, возникающие вследствие недостаточности или низкого качества операционного контроля, стали причиной проблем для многих банков. Не обнаруженные своевременно превышения лимитов, не разрешенные руководством операции отдельных трейдеров, злоупотребления в учете операций - факторы, вызвавшие крах целого ряда известных финансовых учреждений, в частности, банка "Бэрингс".

Несанкционированный доступ к информационным системам может стать причиной хищения денежных средств или ценной для банка информации (что равносильно). Этот аспект проблемы достаточно понятен и многократно описан в профессиональной литературе. Есть и другая часть проблемы - несанкционированный доступ к используемым в аналитической работе математическим моделям. На практике это может выглядеть следующим образом: специалисту банка показалось, что модель несовершенна, и он самостоятельно внес в нее изменения; ничего не знающие об этих изменениях коллеги в расчетах и при подготовке информации для руководства использовали старые подходы: в результате появились ошибки в расчетах, необходимых для принятия управленческих решений на оперативном и тактическом уровне. Чем сложнее бизнес банка, чем больше финансовых инструментов им используется, тем более важной становится роль математических моделей для принятия решений. Поэтому доступ к моделям и порядок внесения в них изменений должен быть жестко регламентирован - это задача, прежде всего функции внутреннего контроля. Другой аспект, расчетные модели должны своевременно пересматриваться (в стабильных рыночных условиях - не реже одного раза в год). Дело в том, что международная банковская практика последних лет показала, что некоторые математические модели, прекрасно работающие в условиях стабильного рынка, приводят к значительным искажениям аналитических данных в кризисных условиях.

Зависимость от ограниченного числа сотрудников - одна из ключевых проблем, прежде всего, малых и средних банков, да и для крупных это немаловажно. Специалисты в первую очередь выделяют проблему зависимости от работников, занимающихся информационными технологиями, и проблему зависимости от клиентских менеджеров. Этот вопрос очень важен, поэтому заслуживает отдельного обсуждения.

Достаточно часто встречается ситуация, когда программист становится "незаменимым", в его отсутствие может остановиться технологический процесс: немало банков несло потери, когда такой специалист неожиданно увольнялся по той или иной причине[4]. Работа с программистами, как показывают реалии, имеет свои особенности: прежде всего, стоит больших трудов приучить их выполнять работу в установленные сроки. Во-вторых, сложно добиться сдачи всей необходимой технической и пользовательской документации по окончании работы над программным обеспечением. На практике задача решается разными способами: с одной стороны, максимально четко оговариваются условия труда программистов, используются разные формы морального и материального стимулирования труда (включая внедрение аккордно-премиальной системы оплаты труда), с другой стороны, внедряется порядок взаимозамещения сотрудников службы информационных технологий. Есть и глобальная альтернатива: разрабатывать программное обеспечение собственными силами или полностью поручить эту задачу специализированной фирме, обслуживающей банк? Здесь важна как "цена вопроса" с позиции текущих банковских издержек, так и стратегическое соотношение "затраты-риск".

Ситуация с клиентскими менеджерами также не простая: клиенты привыкают к работе с тем или иным менеджером, естественно, что ряд клиентов "приводится" в банк тем или иным менеджером. Очевидно, что в случае ухода клиентского менеджера из банка существует риск ухода некоторых клиентов. Частично проблема решается путем внедрения механизма ротации сотрудников в банке, частично - за счет выработки формальных договоренностей ("правил игры"), между руководством банка и менеджером, приведшим клиентуру. Есть и другой аспект проблемы: дело в том, что нередко банковский менеджер, обладающей своей клиентурой, дает своего рода личные гарантии клиенту, что тот приходит в стабильный банк. Как вести себя такому менеджеру, если у банка начинаются проблемы? Исходя из принципа банковской корпоративности, ему не следует давать рекомендации клиентам уводить средства из банка, а с другой стороны, банкир рискует своей репутацией, если приведенный им клиент потеряет деньги: в этом проявляется риск работы со "своей" клиентурой. Поэтому стандартный в практике работы принцип ротации клиентских менеджеров должен дополняться и другими индивидуальными для каждого банка мероприятиями и процедурами.

Зависимость банка от ограниченного числа сотрудников проявляется и тогда, когда в финансовом учреждении работает известный на рынке специалист или группа специалистов. Хотя уход таких специалистов из банка может в краткосрочной перспективе (месяц) и не привести к прямым финансовым потерям, не исключены негативные последствия, которые проявятся со временем (влияние на рейтинги, на оценку бизнеса со стороны деловых партнеров). К сожалению, стандартных методов работы здесь нет, хотя многое определяется условиями заключенного со специалистом контракта и корпоративной культурой организации.

Риски потерь, которые могут возникнуть из-за сбоя в работе информационных систем или их некорректной работы, также нельзя недооценивать. К числу подобных рисков относятся, среди прочих, риски потерь, возникающих из-за ошибок в компьютерных программах. Снизить эти риски позволяет жесткая система тестирования программ до их ввода в эксплуатацию, наличие адекватной технической документации и четкое фиксирование ответственности разработчика в соответствующих договорах.

Ошибки в формулах математических моделей - не редкость в банковской практике. Например, в середине 90-х годов "Нешнл Уэсминстер Бэнк" потерял более 80 миллионов долларов США по причине ошибки в математической модели, использованной для расчета стоимости портфеля производных финансовых инструментов. Практики считают, что для снижения подобного риска хорошо работает порядок приемки моделей для использования в работе, включая проверку модели на "здравый смысл" (на самых простых и понятных даже не специалистам в области финансовой математики) примерах.

Для будущего банка опасно, если управленческая информация является неполной или не предоставляется нужные для нормального ведения бизнеса сроки. Такая проблема, как показывает практика, возникает в случае недостаточной квалификации руководства банка или из-за низкого уровня развития систем управленческой информации. Основным условием решения проблемы, что неоднократно описывалось в литературе, является политическая воля руководства (как владельцев, так и высшего менеджмента банка).

Сбои в работе одной или нескольких компьютерных программ, обслуживающих тот или иной вид бизнеса, телекоммуникационных каналов - явление, для России весьма характерное (системы связи и электропитания во многих регионах не вызывают доверия). Проблема непростая, но успешно решаемая банкирами. К числу проблемных аспектов некоторые специалисты относят довольно часто встречающееся отсутствие системного подхода, что выражается в недостатках системы планирования действий банка в чрезвычайных обстоятельствах, вызванных упомянутыми сбоями.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту