рефераты по менеджменту

Малый бизнес и роль менеджмента в его развитии

Страница
10

Первоначальный период развития малого бизнеса в Казахстане в виде массовой кооперации к началу 90-х гг. был завершен преобладанием негосударственной формы собственности. Однако, он принес не только желаемые результаты. Изнанкой «золотого века» малого бизнеса было то, что вменяемые ему функции ускорителя реформ во многом оказались в жестком противоречии с другими направлениями экономических преобразований, а точнее - с неудачной попыткой проведения реформ сверху, в жестко-унитарных традициях, присущих плановому хозяйству, с опорой исключительно на аппарат государственной власти управления.

Развитие негосударственных форм собственности столкнулось с рядом серьезных проблем: подобные формы предпринимательства, а именно кооперация, индивидуальная трудовая деятельность, СП не принимались в расчет при государственном планировании, что затрудняло обеспечение • частного сектора ресурсами и снижало конкурентоспособность его продукции. Бюрократические препоны препятствовали регистрации предприятий, прежде всего, совместных, на что уходило иногда более года.

Общественное мнение в отношении частных бизнесменов было отчасти негативным, их нередко трактовали, как расхитителей государственной собственности и спекулянтов. Затрудняло развитие частного сектора и крайне несовершенное законодательство.

Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился во всем постсоветском пространстве, частично и в Казахстане в реформах типа шоковой терапии. Начался новый, второй этап в развитии казахстанского малого бизнеса. 1992 г. - начало экономических реформ, именуемых иначе - шоковая терапия - характеризуется сам; высокими с середины 80-х гг. темпами роста числа малых предприятий и численности занятых на них работников. Этот факт носит феноменальный характер, поскольку осуществленная тогда либерализация цен и введение налогового прессинга сильно подорвали финансовую базу малого бизнеса.

По широко распространенному мнению, модель шоковой терапии была малоконструктивна для быстрого и эффективного развития экономики страны и, в частности, сферы малого бизнеса. Феноменальный рост числа малых предприятий в 1992 г. стал ответной реакцией на подрыв первоначальной финансовой базы. Малые предприятия продемонстрировали свои позитивные возможности. Важнейшими функциями малого предпринимательства в этих условий стали социальное демифирование, обеспечение выживания в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию. В частности, либерализация внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности. Падение потребительского платежеспособного спроса торговое малое предпринимательство тогда активно компенсировало импортом товаров, хотя и .не очень качественных, но пользовавшихся ажиотажным спросом у казахстанского потребителя. Быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Более того, мелкая торговля оперативно реагировала на нарастающую социально-экономическую дифференциацию казахстанского общества, группируясь в нишах обслуживания, как массовых потребителей, гак и потребителей с высоким уровнем доходов. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали появляться элитные магазины, владельцы и работники которых нередко начинали с «челночной» деятельности.

Рывок малого бизнеса в сторону торговой и посреднической деятельности - это законная реакция на введенный Правительством Республики Казахстан жесткий налоговый прессинг. В бывшем СССР не было и в принципе не могло быть налоговой системы, адекватной рыночным условиям. Поэтому, введение в практику хозяйственной деятельности жизни элементов нормальной налоговой ответственности, должно было вызвать у не привыкших к этому предпринимателей, естественную реакцию отторжения, тем более на нее доложился явный экстремизм правительственной налоговой политики, направленной на изъятие до 70-90% доходов малых предприятий. Ужесточение налогообложения вряд ли позволит из катастрофического состояния перейти на новый качественный уровень, поэтому налогоплательщики вынуждены были искать и находить способы сокрытия доходов от налоговых органов. Торговля и посредничество, ориентированные на работу с трудно контролируемой наличностью, открывали исключительные возможности для ухода в «теневую экономику».

К 1995 г. оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий этого направления либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии казахстанского малого предпринимательства. Обозначился очередной, третий этап качественных изменений в динамике и в структуре малого бизнеса.

Если в Казахстане в 1992-1994 гг. вся экономика, включая малый бизнес, жила по стохастическим законам первоначального накопления капиталов, то в 1995 г. все четче стали действовать законы цивилизованной рыночной системы. Реже встречались случаи, когда какое-либо малое предприятие легко скупало дорогостоящие здания, сооружения и даже средние производственные площади. Нормой становится доход на одного занятого в малом предприятии на уровне, колеблющемся вокруг средней заработной платы по республике. Стала образовываться нормальная конкурентная рыночная среда, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.

В экономике Казахстана стала прослеживаться тенденция к началу новой, рыночной концентрации и централизации капиталов, а также самой хозяйственной деятельности, Получил развитие процесс поглощения предприятий.

Можно констатировать, что завершился третий этап качественных изменений в динамике и структуре малого бизнеса в 1994-1995 гг. когда проводимая казахстанским правительством политика умеренно жесткой финансовой стабилизации, с одной стороны, сопровождалась значительным темпом числа малых предприятий, в отличие от 1992-1994 гг., но с другой стороны, имела явно выраженный санационный эффект. В стране стала формироваться новая экономическая ситуация, в которой малые предприятия начали играть роль, характерную для малого бизнеса в нормальной рыночной экономике. В период трансформации плановой экономики последнее явилось одним из главных инструментов реализации стратегического курса государства. Начало реального подъема в экономике позволило перейти к четвертому, по- настоящему рыночному, этапу развития казахстанского • предпринимательства. На новом этапе, на наш взгляд, в перспективе можно говорить о трех моделях развития малого предпринимательства адекватных рыночной экономике:

1. Закрепление существующих достижений малого предпринимательства и придание соответствующего места в экономике;

2. Последовательное расширение деловой активности;

3. Быстрая экспансия мелких фирм и превращение их в средние, а затем и в крупные компании [27].

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26  27  28 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту