рефераты по менеджменту

Теории мотивации к работе

Страница
8

Понимание людей.

С целью понимания поведения людей в организации, мы должны

больше узнать о двух вещах : (1) - о людях и, в частности, об

основах природы человека и (2) - об организациях, почему они

создаются и из чего они состоят.

Организационное поведение - это область знаний, ориентиро-

ванная в сторону лучшего понимания человеческого поведения и

использования этого знания с целью помочь людям более продук-

тивно осуществлять свои обязанности в организациях и получать

от этого большее удовлетворение. Основные ценности, характери-

зующие этот подход, включают (1) акцент на установлении при-

чинно-следственных связей, (2) обязательство изменяться, (3)

гуманистический подход к человеку, (4) забота об организацион-

ной эффективности и (5) стремление полагаться на эмпирические

исследования и научный метод.

Существует бесчисленное множество возможных вариантов функ-

ционирования организаций : они могут быть сильно бюрократизи-

рованы, с формализованными отношениями или же они могут су-

ществовать в неформальной среде, централизованы и децентрали-

зованы, сильно структурированы, так что каждый работник имеет

узкий круг обязанностей или деструктурированы, так что работ-

ники обладают широким кругом обязанностей. Но общее во всех

организациях то, что разные подходы к созданию и управлению

организациями основаны на разных представлениях о человеческой

природе. Они включают различные основные предположения о том,

что оказывает мотивирующее воздействие на члена организации, а

на этих основных предположениях, в свою очередь строятся раз-

личные методы поощрения людей, осуществления руководства,

удержания контроля, управления деятельностью и т.д.

Один из основных вопросов состоит в том, следует ли

рассматривать людей отрицательно, как заведомо склонных к лени

и к удовлетворению собственных потребностей, или положительно,

как склонных к самомотивации. Если принять первое предположе-

ние, то получится, что людей необходимо подталкивать, контро-

лировать и держать под надзором, что они никогда не будут по

доброй воле хорошо работать. Следовательно, только экономи-

ческие формы поощрения будут действенны, и наиболее эффектив-

ной формой управления является автократическая.

Противоположная точка зрения состоит в том, что люди (наем-

ные рабочие/служащие) стремятся к личному и общественному бла-

гополучию. Предоставленные самим себе, они будут усердно рабо-

тать для получения внутреннего удовлетворения от хорошо сде-

ланной работы. Работа, следовательно, должна предоставлять ра-

ботникам возможность раскрывать свои творческие способности.

Особый интерес представляют следующие вопросы :

1. Уникален ли человек ? 2. Какие изменения могут происхо-

дить в людях и насколько они могут быть сильны ? 3. Контроли-

руют ли нас внешние или внутренние процессы ? 4. Ограничены ли

наши способности к обучению и изменению ?

Из обсуждения этих вопросов будут сделаны два главных выво-

да : (1) обучение - это основной механизм, при помощи которого

люди изменяют свое поведение и (2) большинство людей способны

к значительным изменениям.

После того, как Дарвин опубликовал свои основные работы,

возник и стал распространяться тот взгляд, что человек не от-

личается от животных, так же, как и они, подвержен законам

эволюции и естественного отбора. Эта теория является основой

социобиологии - науки, занимающейся изучением биологического

базиса всех форм социального поведения всех живых существ,

включая человека. Социобиологи сделали вывод, что многие

аспекты человеческого общественного поведения имеют глубокие

биологические корни.

Тем не менее, существуют и значительные отличия человека от

животных. Во-первых, это развитие языковой формы общения до

такого уровня, который является совершенно недоступным для жи-

вотных. Во-вторых, это отношение к окружающей среде. Если жи-

вотные занимают по отношению к ней приспособленческую позицию

и неблагоприятные изменения в ней чреваты гибелью для отдель-

ных видов, то человек изменяет окружающую среду, сообразуясь

со своими потребностями.

Какой же на основании всего этого можно сделать вывод об

уникальности человеческой расы? Представляется, что истина ле-

жит где-то между двумя полюсами. Одного понимания поведения

животных недостаточно для понимания человеческого поведения.

Этот вывод помогает разрешить и другой важный вопрос об

уникальности - уникальны ли люди сами по себе? Поскольку мы не

руководствуемся в своем поведении легко описываемым набором

поведенческих примитивов, представляется, что люди также непо-

хожи друг на друга. Есть общее, но есть и различия. Для пони-

мания причин возникновения этой уникальности необходимо знать

как люди развиваются и изменяются.

Первый вывод состоит в том, что способность людей к измене-

нию притупляется с возрастом. Это происходит под влиянием как

внутренних свойств человека, так и под влиянием окружения.

Одними из характеристик, препятствующих изменениям, явля-

ются особенности (черты) характера. Черты характера определя-

ются как некоторые поведенческие установки, которые сохраня-

ются во времени и в различных ситуациях.

Второй источник личной неизменяемости раскрывается социаль-

но-психологической теорией позиций и изменения позиций (theory

of attitudes and attitude change). Основное положение этой те-

ории состоит в том, что человек прилагает усилия для достиже-

ния определенного положения или баланса. Мы стараемся занимать

позиции, которые не противоречат друг другу. Мы строим очень

сложную взаимосвязанную структуру убеждений и отношений к че-

му-либо, подтверждаемую нашим поведением. Эта структура с тру-

дом поддается изменениям, поскольку мы вероятнее отбросим одну

новую идею, чем будем менять все наше мировоззрение.

Наконец, фактом является то, что мы избирательно прислуши-

ваемся только к той информации или тем людям, мнение которых

заведомо совпадает с нашим собственным. Мы не ищем информации,

противоречащей нашей позиции. Этот процесс уменьшает возмож-

ности для изменения.

Важным является также аспект ситуации, которая снижает воз-

можности для изменения. Во-первых, межличностное окружение

остается для нас, по большей части, неизменным. Это верно как

для людей, которые нас окружают, так и для социальных групп, к

которым мы принадлежим. Мы должны соблюдать определенные пра-

вила того, как человек должен вести себя в общем (нормы), и

как поступают определенные люди в конкретных ситуациях (роли).

Не последнюю роль играет также и наше культурное окружение.

Существуют значительные различия между тем, какие нормы пове-

дения приняты в разных странах.

В этом смысле лучшее, что может сделать организация,- это

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту