рефераты по менеджменту

Теории мотивации к работе

Страница
22

бывает гораздо лучше спланирован, чем устный разговор или со-

вещание.

Эффективность. Если мы определим эффективность как соглаше-

ние между отправителем и получателем сообщения, то двусторон-

нее взаимодействие показывает здесь лучшие результаты. Про-

ясняются точки зрения и делаются необходимые поправки. И хотя

затрачивается больше времени, но достигается лучшее взаимопо-

нимание.

Таким образом, применение одностороннего взаимодействия ре-

комендуется тогда, когда невелика опасность быть неправильно

понятым и наоборот.

Эмпирические исследования показывают, что из таких способов

взаимодействия, как (1) письменное, (2) устное, (3) письмен-

ное, продолжаемое устным и (4) устное, продолжаемое письмен-

ным, лучшим оказалось последнее, особенно для (1) призыва к

немедленным действиям, (2) проведения по компании директивы

или приказа, (3) обсуждения важного политического изменения,

(4) исследования прогресса в деятельности, (5) похвалы заслу-

живающего внимания индивида и (6) проведения компании за безо-

пасность. Чисто письменное сообщение признано наиболее прием-

лемым для сообщения информации (1) требующей действий в буду-

щем и (2) общего характера. Заметим, что различие между уст-

но-письменным и письменно-устным взаимодействием заключается в

том, что в первом присутствует начальный элемент двухсторонне-

го взаимодействия, тогда как во втором - нет.

ПРЕПЯТСТВИЯ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. Теперь, когда

мы лучше понимаем элементы взаимодействия между людьми, нам

осталось ответить на еще один вопрос: что препятствует переда-

че сообщения от индивидуума А к индивидууму Б и нахождению ими

обоими общего мнения о его значении и важности.

Мы уже говорили, что порядка 80 процентов рабочего времени

у человека проходит во взаимодействии с другими людьми. Иссле-

дования показывают также, что около 50 процентов всей переда-

ваемой информации воспринимается неправильно. При этом возмож-

ны три различные ситуации: (1) информация никогда не достигает

Б будучи отправлена А, (2) информация искажается отправителем

или лицом, передающим ее и (3) получатель неправильно воспри-

нимает то, что ему передано.

Разрыв в коммуникационной цепи. Одним из факторов, могущих

усложнить процесс взаимодействия, является большой размер и

сложность организации, где на пути сообщения могут возникнуть

огромные препятствия (потерянная почта, выброшенные телефоног-

раммы).

Часть этой проблемы заключается в том, что в процессе гори-

зонтальной дифференциации и роста организации, ее подразделе-

ния все более обосабливаются друг от друга, занимаясь все бо-

лее специфической работой, это обособление принимает формы фи-

зического разделения, так что они оказываются в разных здани-

ях, городах, а иногда и странах. Таким образом исчезает воз-

можность личного общения и суживаются другие каналы взаимо-

действия.

Коммуникационные проблемы также тесно связаны с количеством

иерархических уровней в организации. Как уже упоминалось, при

передаче информации через уровни, на каждом из них она подвер-

гается пересмотру и коррекции. При этом могут возникать раз-

личного рода искажения, когда, например, важная информация

признается неважной и выбрасывается.

Заметим, что"фильтрация" информации происходит как на пути

вверх по уровням, так и на пути вниз, при этом фильтрация мо-

жет быть либо намеренной, либо ненамеренной. Ненамеренная

фильтрация имеет место тогда, когда кусочки информации уничто-

жаются без ведома того, кто эту информацию передает. Намерен-

ная фильтрация, напротив, возникает при полной осведомленности

передающего.

Искажения отправителем. Даже когда информация, посланная А

успешно достигает Б, остается возможность того, что эта инфор-

мация искажена. Это искажение может быть вызвано не только

фильтрацией передающих ее людей, но и самим отправителем. Су-

ществуют две причины этого.

Во-первых, мы представляем себе мир более неподвижным и

конкретным, чем он на самом деле является. В мире много неоп-

ределенностей и двусмысленностей. Поэтому при передаче инфор-

мации мы иногда преувеличиваем значение конкретных факторов и

преуменьшаем значение случайных (vagaries). Этот процесс назы-

вается поглощением неопределенности.

Второй причиной для искажения информации является желание

людей представить себя в наиболее выгодном свете, особенно при

передаче информации наверх, и особенно когда человек подозре-

вает, что реальная информация совсем не так хороша, как хоте-

лось бы. Точно такая же ситуация возникает, когда менеджеры не

желают давать своим подчиненным слишком резких отзывов об их

работе, опасаясь, что такой отзыв не будет способствовать ее

улучшению в будущем.

Искажение получателем. Получатель информации также может

служить источником искажения в том смысле, что он может непра-

вильно истолковать смысл6 заложенный в сообщении. Одной из

причин этого может служить язык. В процессе горизонтальной и

вертикальной дифференциации люди, находящиеся в разных подраз-

делениях начинают говорить на совершенно разных языках.

Использование профессионального жаргона может значительно уп-

ростить и улучшить взаимодействие внутри организационного под-

разделения, но в то же время и ухудшить взаимодействие между

этими подразделениями. Причем причиной этого может служить не

только употребление специфических жаргонных слов, но и прида-

ние одним и тем же словам разных значений.

Второй причиной неправильного восприятия сообщения может

служить выборочное восприятие, когда мы ищем в получаемом

сообщении то, на что мы настроены. Как говорится, "человек

слышит то, что он хочет услышать, и пропускает остальное".

Еще одной причиной неправильного восприятия может служить

ожидание. По различным причинам мы можем ожидать услышать

сообщения определенного типа. Например, если босс никогда не

отзывался хорошо о чьей-либо работе, а потом вдруг сказал вам:

"хорошо сделано", то эту фразу можно поначалу воспринять как

насмешку.

Еще один феномен - это ощущаемая надежность отправителя.

Если получатель информации не считает отправителя источником

достаточно достоверной информации, то он может недооценить и

важность его сообщения. Та же проблема возникает, когда отпра-

витель воспринимается слишком всерьез.

Наконец, неправильное восприятие может возникнуть попросту

из-за информационной перегрузки, когда человек получает такое

количество сообщений, что перестает придавать им всем большого

значения.

Некоторые лекарства от плохого взаимодействия. Существует

много барьеров для эффективного взаимодействия. Информация мо-

жет быть искажена отправителем, получателем или передающим ее,

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту