рефераты по менеджменту

Контроль в организации

Страница
1

Введение

Проблема контроля является одной из наиболее важных в теории управления. Основателем и основным разработчиком идей научного управления является Ф. Тейлор. Он смотрел на управление как на машину, считал, что менеджеры должны думать, а рабочие – работать. Это приводило к появлению большого числа функциональных менеджеров и углубленной специализации на базе операционного разделения труда.

Согласно Тейлору, только строгий контроль, объективный анализ фактов и данных, собранных на рабочем месте, может стать основой определения наилучшего способа организации труда.

Основные принципы научного управления Тейлора состоят в следующем:

1. Разработка оптимальных методов осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, движений, усилий и т.п.;

2. Абсолютное следование разработанным стандартам;

Подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места и задания, где они могут дать наибольшую пользу;

3. Оплата по результатам труда (меньшие результаты – меньше оплата, большие результаты – больше оплата);

Использование функциональных менеджеров, осуществляющих контроль по специализированным направлениям.

Х.Эмерсон, один из виднейших теоретиков научного управления, особое внимание уделял идее разработки стандартов (предварительно установленных наборов правил), стандартизации учета издержек и нормативов времени. Эффективность по Эмерсону достигается тогда, когда нужная вещь сделана надлежащим образом, подходящим работником в нужном месте и в нужное время.

Научное управление также тесно связано с работами Френка и Лилии Гилберт и Генри Гантта. Эти создатели школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Ф.Гилберт считал, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реалистичным и справедливо установленным. Это дает руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.

Концепция научного управления стала серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований, а контроль стал играть роль решающего фактора эффективности организации.

Большое внимание разработке проблемы контроля уделял Р.Мертон. Он считал, что существующее у высшего уровня управления стремление контролировать деятельность и поведение работников нижестоящего уровня, неизбежно ведет к следующим последствиям:

- к доминированию функциональных отношений между работниками вместо человеческих;

- к регламентированию деятельности и поведения работников правилами и процедурами;

- к рутинности процесса принятия управленческих решений, к снижению потребности поиска новых альтернатив.

Р.Мертон показал внутреннюю противоречивость процесса контроля, предостерег от чрезмерного злоупотребления контролем.

Взгляды Р.Мертона в дальнейшем развил А.Гоулднер, основной тезис организационной модели, бюрократии которого утверждал, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия какой-либо части организации, ведет, в самом деле, к нарушению равновесия самой организации в целом.

Таким образом, проблема контроля является глубоко теоретически проработанной и практически освоенной отраслью науки об управлении.

Актуальность выбранной темы данной работы определяется следующими обстоятельствами:

1. Контроль очень важен для успешного функционирования организации.

2. Без контроля начинается хаос, и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно.

3. Контроль необходим для обнаружения и разрешения возникающих проблем раньше, чем они станут слишком серьезными.

4. Контроль используется для стимулирования успешной деятельности.

5. Контроль необходим для борьбы с неопределенной ситуацией как внутренней, так и внешней. Неопределенность: изменение законов, социальных ценностей, технологии, условий конкуренции и др.

Контроль предупреждает возникновение кризисных ситуаций. Функция контроля – это такая характеристика управления, которая позволяет выявить проблемы и скорректировать соответственно деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Любая организация обязана обладать, способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

Контроль поддерживает все то, что является успешным в деятельности организации.

Санитарно-бактериологический контроль является важным методом при обследовании предприятий общественного питания и торговли пищевыми продуктами. Его проведение дает основание судить о соблюдении санитарного режима на предприятии, о возможных нарушениях технологии приготовления пищи или условий хранения пищевых продуктов, о соблюдении правил личной гигиены обслуживающим персоналом.

Для контроля за эффективностью санитарной обработки рабочих поверхностей, кухонного инвентаря, посуды, спецодежды и рук обслуживающего персонала рекомендуется использовать метод отпечатков на изделие «Бактотест» со средой Эндо.

Предметом данной работы является контроль как функция управления.

Цель работы – изучение теоретических основ контроля как функции управления и анализ состояния практического применения контроля в системе управления реальными организациями.

Задача работы – оценка степени соответствия между теорией контроля и практикой реализации контрольной функции в системе управления современных организаций.

Контроль в современной теории менеджмента.

Один из ведущих современных теоретиков менеджмента Г.Минцберг утверждает, что любая организованная человеческая деятельность выдвигает два фундаментальных, но противоположных требования:

- разделение труда на отдельные задачи;

- контроль и координация действий по выполнению этих задач в единую деятельность.

Среди основных процессов, обеспечивающих эффективность организации, Минцберг выделяет[1]:

1. Прямой контроль (определение заданий и наблюдение за действиями и их результатами).

Стандартизация рабочих процессов (точное определение, спецификация, программирование содержания труда).

2. Стандартизация результатов труда (параметров изделия, нормы выработки).

Стандартизация навыков и знаний (точное определение необходимого уровня квалификации работников).

Минцберг выделяет пять основных частей любой организации:

1. Основу организации (операционное ядро) составляют операторы (люди, выполняющие базовую работу по производству продуктов или предоставлению услуг).

2. Стратегический апекс (часть структуры, управляющая операторами).

  1. Срединная линия (иерархия промежуточных полномочий между операционным ядром и апексом): менеджеры – администраторы.

4. Техноструктура (сотрудники - аналитики).

Вспомогательный персонал (обслуживание самой организации).

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту