рефераты по менеджменту

Ценообразование в сфере культуры

Страница
6

10. Стратегия инициативного повышения цен. Она имеет право быть в случаях, когда УК резко изменило условия прежнего договора в лучшую сторону: оснастило сданное в аренду помещение кондиционерами, офисной мебелью, средствами мобильной связи, оргтехникой. За удобства арендатору необходимо платить больше, чем было условлено.

Выводы по главе:

Как бы то ни было, но цена играет не последнюю роль в жизни общества. Мы выяснили, что в зависимости от объема реализуемого товара могут устанавливаться различные виды цен, существуют различные функции. Цели ЦО, основанные на существующем положении, для отечественных очагов культуры более реальны и потому более приемлемы. Для завоевание лидерства по показателям доли рынка, в принципе, вполне возможно и в СКС. Необходим целый комплекс маркетинга: ассортимент товаров, средства их доставления на рынок, интенсивная реклама и др. рассмотрели методы, стратегии ЦО.

Вопрос ЦО в отраслях культуры является чрезвычайно сложным в силу влияния социально-экономических факторов. Цены на услуги отраслей культуры призваны способствовать повышению духовного уровня населения посредством регулирования отношений между потребителями услуг и обществом.

Не случайно поэтому, существует необходимость осуществить комплексную систему мер по совершенствованию ЦО и усилить дифференциацию цен на услуги в зависимости от их качества и социальной значимости, ориентируясь при этом на доступность массовых видов платных услуг для всех слоев населения.

Ценообразование на услуги культуры

Проблема ЦО на услуги культуры возникла в связи внедрением нового хозяйственного механизма, благодаря которому УК получили некоторое послабление в хозяйственной деятельности в связи с тем, что приобрели право устанавливать цены на договорные услуги, характерные для экономики рыночного типа.

Вместе с тем, обращает внимание на себя недостаточная освещенность в специальной печати нормативно-правовых аспектов ЦО, правовой общественности процессов формирования цен на платные услуги в сфере культуры, соотношение методов рыночного ЦО и государственного регулирования, роли и места различных субъектов управления в этих процессах.

Обретение прав на установление договорных цен вызвало необходимость перехода УК к свободному и самостоятельному ЦО на платные услуги и продукцию своей деятельности.

Публикация Указа Президента от 03.12.1991 №241 и Постановления Правительства РФ от 19.12.1991 №55 «О мерах по либерализации цен» явилась отправной точкой при разработке 52-й статьи Федерального закона «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (1992).

Согласно последнему «цены (тарифы) на платные услуги и продукцию… организации культуры устанавливают самостоятельно. При организации платных мероприятий организации культуры обязаны устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих срочной службы…».

В настоящее время базовым правовым документом, регулирующем ЦО, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ), ч1 и 2 (1998-2002гг.) с дополнениями и изменениями.

Существенно важной является статья 40 части 1 НК, которая впервые в российском законодательстве посвящена «принципам определения цены товаров, работ и услуг для целей налогообложения».

Уже в первых пунктах определяется степень вмешательства налоговых органов в процесс ЦО, даны определения рыночной цены и рынка товаров, работ и услуг. Так, согласно п. 4 ст. 40, «рыночной ценой товара (работы, услуги)» признается цена, сложившееся при взаимодействии цены спроса и предложения на рынке идентичных (а при отсутствии – однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Более того, в случаях отсутствия на соответствующем рынке идентичных (однородных) товаров, работ, услуг, недостаточности информационных источников по идентичным (однородным) товарам, работам, услугам или отсутствия предложения можно использовать два метода определения цены: «последующая реализация» и «затратный».

Заметим, что именно затратный метод, при котором рыночная цена товаров, работ и услуг определяется как сумма произведенных затрат и наценки (п/п 2 п. 11 ст. 40), наиболее активно используется в практике организаций культуры.

Для определения структуры затрат чрезвычайно актуальна глава 25 ч. 2 НК РФ, в которой детально рассматриваются особенности формирования налога на прибыль (доход) организаций.

В формировании цен не мало важную роль играет деятельность территориальных органов законодательной и исполнительной властей. С каждым годом территориальные компоненты в формировании механизма ценообразования усиливаются, особенно в отношении регулирования платной деятельности бюджетных организаций, т.к. участвующие в ней юридические лица учреждаются на местах и выходят со своими услугами прежде всего на территориальные, региональные и местные рынки.

Заметим, что профильное законодательство практически не ориентирует работников культуры в этой сложной проблеме. Не случайно регламентация порядка ЦО на платные услуги осуществляется либо в специальном региональном законе по платным услугам, либо в законе ценовом регулировании и контроле за ценами, либо сразу в нескольких законодательных актах и нормативных документов субъектов Российской Федерации.

Что же принадлежит регламентации на уровне субъекта? Рассмотрим это на примере Ханты-Мансийского автономного округа и обратим внимание, прежде всего не социальную направленность соответствующих нормативных документов.

Так, в законе, принятом окружной Думой в октябре 1997г. «О порядке введения платных услуг, предоставляемых бюджетными организациями в Ханты-Мансийском автономном округе» говорится, что он «направлен на защиту интересов граждан и юридических лиц от необоснованного внимания платы за услуги, предоставляемыми бюджетными предприятиями, учреждениями и организациями…».

Среди дефиниций, которым в законе дается толкование, - «платная услуга», «ценообразование», «регулируемый тариф». По существу, через них раскрывается основная концепция Закона, которая включает механизм ЦО, порядок введения платных услуг в бюджетной организации, особенности информирования населения о них, специфику ведения отчетности, порядок поступления и использовании средств, полученных от их оказания.

Однако в контексте поставленной проблемы наибольший интерес представляет ст. 4 данного Закона «Согласование тарифов на платные услуги». Под тарифом понимается регулируемый тариф, то есть такой, когда оплата услуги складывается на рынке при государственном воздействии на этот тариф, в том числе и путем установления его определенной или фиксированной величины. Таким образом, на смену маркетинговым подходам к ЦО на платные продукты платной деятельности учреждений культуры, которые были широко распространены среди отечественных культурно-просвятительных учреждений (КПУ) до середины 90-х годов, пришло государственное регулирование. Лучшим вариантом в этой ситуации является установление предельных (верхняя планка), а не фиксированных цен, ибо полная несвобода приведет к свертыванию номенклатуры услуг культуры, от чего в конечном итоге пострадает пользователь, ради которого и вводились платные услуги.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту