рефераты по менеджменту

Особенности организации менеджмента в Японии

Страница
1

Введение

Японский опыт уже много лет активно изучают во всех странах мира. Причем наиболее активно изучают его в промышленно развитых странах. И это естественно. Именно много умеющие руководители хотят понять: как удалось достичь того, что называется сегодня японским «чудом»; с помощью каких методов, благодаря каким подходам японские управляющие обеспечивают производство качественной продукции и услуг; какие методы позволяют им делать это быстро, дешево; что и как делают японцы для того чтобы захватывать все новые и новые рынки сбыта? Причем интересно то, что все те особенности управления, которые являются сегодня предметом пристального изучения, представляют собой результат деятельности японских управляющих за достаточно короткий период – после 1945 года. За эти годы японцы не только сумели в корне изменить свою традиционную организацию системы управления, но и включить в нее целесообразные элементы американского менеджмента в той мере, в какой они соответствовали системе их культурных ценностей, а также получить соответствующую «отдачу»: рост валового национального продукта, крепкую йену, захват рынков и т. п.

Поэтому в данном реферате будут рассматриваться особенности организации менеджмента в Японии.

Стратегия управления в японских корпорациях

Стратегия корпорации понимается как правила долго­временного распределения ресурсов, дающие пред­ставление о будущем положении компании. Здесь раскрываются характеристики японской корпорационной стратегии в 50-е годы и указаны направления этой стратегии, используемые в 80-е годы для выжи­вания в конкурентной борьбе на международных рынках.

Японское управление без стратегии

В 50-е годы Япония показывала высокие темпы эко­номического роста — более 10 % в год. В этой благо­приятной экономической ситуации японские компании впервые начали рационализировать управление. Значе­ние управления возрастало. Вызывали широкий инте­рес методы планирования прибыли. В системе планирования при­были уровни внутренней активности специально свя­зываются с целью достижения определенного объема прибыли. В то же самое время контроль издержек на предприятии сводится к простому сравнению плани­руемых и фактических издержек. Получает широкое распространение метод калькуляции по прямым издер­жкам, который непосредственно связан с планирова­нием прибыли. В этих условиях особых усилий по формированию корпорационной стратегии практически не предпринималось.

Планирование прибыли являлось эффективным методом внутреннего контроля, который устанавливает краткосрочные цели и позволяет следить за их выполнением. Каждое подразделение компании должно преследовать свою собственную цель, которая непосредственно соотносится с общим планом компании по прибыли. На основании этого выполнение плана может быть оценено, а управляющие призваны к отчету. Таким образом, планирование было ориентировано на конечные результаты, а их достижение оценивалось по количественным и финансовым показателям. Типичной формой организации производства в Японии в эти годы была функциональная организация, а конкретно разработанный план корпорации был обязателен для каждого подразделения, которое для его выполнения должно было функционировать предельно эффективно. Обычно отмечается, что принципы группового управления являются особенностью Японии, как и про­цесс группового принятия решений. Однако в число таких решений не включается установление плана по прибыли. Это решение принадлежит высшему руковод­ству. При управлении подразделениями ставится зада­ча, чтобы персонал подразделения усиливал солидар­ность и сплоченность с целью повышения своей про­изводительности. Это приводит к тому, что отдельные подразделения стремятся отгородиться от других, что­бы воспрепятствовать распространению информации. Планирование прибыли помогает избежать вредных по­следствий эгоизма отдельных подразделений и создать систему достижения общекорпорационной цели. Когда бюджет сформирован, каждое подразделение имеет воз­можность направлять предложения в бюджетную ко­миссию, которая вносит необходимые корректировки. Но поскольку определенный предел прибыли устанав­ливается как предпосылка формирования бюджета, то остается немного возможностей для принятия пред­ложений подразделений. Если бы представители каж­дого подразделения обсуждали предложения с плано­вой комиссией, неизбежны были бы конфликты меж­ду подразделениями. Но чтобы избежать господства над бюджетом отдельных интересов, бюджетное пла­нирование проводится рационально, принимая во вни­мание план компании по прибыли.

Осознание проблем и управленческая стратегия

Инвестиции в производственные мощности и оборудо­вание в течение 60-х годов ежегодно возрастали, и 4 вопросы расширения производства стали центральным пунктом управленческой стратегии в компаниях. В хи­мической промышленности, машиностроении, в про­изводстве волокон и электробытовой техники было уста­новлено новейшее оборудование, и японские производ­ственные мощности достигли, а в некоторых отраслях даже превзошли американские. Инвестиции в расширение производства с целью модернизации оборудования и экономии энергии росли чрезвычайно высокими тем­пами, все более настоятельно требуя долговременного планирования.

Долгосрочные планы в тот период были двух ти­пов. Одним из них был план с растущим горизонтом времени. Краткосрочные планы (бюджеты) разрабаты­вались в рамках годового периода. Когда же разра­батывался пятилетний план, то содержание плана на первый год совпадало с краткосрочным планом. По прошествии года два годовых плана (отчетный и пред­стоящий) сравнивались, и пятилетний план пере­сматривался. Такая процедура повторялась из года в год.

Другой тип долгосрочного плана разрабатывался проектным методом. Принимая во внимание возраста­ющее значение таких специфических направлений, как планирование инвестиций в оборудование или плани­рование исследований и развития, разрабатывались долгосрочный план управления и связанный с ним долгосрочный план производства. После того как опре­делялся план по инвестициям, разрабатывались долго­срочные планы по производству, продажам и капи­талу.

Этот тип долгосрочного управленческого планиро­вания развивался исходя из задач улучшения эконо­мических условий и быстрого экономического роста. К тому же управляющие были больше заинтересованы в эффективном обращении и использовании капитала, для того чтобы находиться в числе компаний, искусно приспосабливающихся к сдвигам в экономической конъюнктуре, чем в решении проблем приспособления к окружающей среде.

Стратегия управления и основное производство

Японское управление до середины 70-х годов стре­милось к диверсификации производства. Многие ком­пании следовали этой стратегии и нацеливались на предложение новых продуктов на новых рынках. В хо­де этого процесса значительная диверсификация была достигнута с помощью синергического эффекта, ко­торый возникает при широком использовании уже раз­работанной технологии.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту