рефераты по менеджменту

Особенности организации менеджмента в Японии

Страница
2

Компании не во всех-случаях определяли и вопло­щали в жизнь управленческие стратегии, построенные по логическим моделям. Но образец такой стратегии представляет собой переход к диверсификации. Она развивалась из основного бизнеса, под которым здесь понимается изготовление продуктов или групп продуктов, имеющих максимальные доли в чистом объеме продаж по сравнению со всеми другими продуктами компании. Если на эти продукты приходится значи­тельная доля производства, то их выпуск и называется основным бизнесом. Например, фирма «Касио» явля­ется производителем электронных калькуляторов и ча­сов на жидких кристаллах. Электронные калькулято­ры были предметом основного бизнеса для «Касио» на­чиная с основания компании в 1951 г.

Развитие основного бизнеса может быть разделено на несколько стадий. Первым стадиям соответствует зависимый тип. В этом случае бизнес связан с про­изводством основного продукта. Второй тип, связанный с производством основного продукта, является расши­ренным первым. Свойства продукта на рынке зна­чительно отличаются, и этот тип производства может превратиться в третий тип бизнеса — независимый. Это такой бизнес, который полностью отделен от произ­водства основного продукта как по форме, так и орга­низационно. При этом типе бизнес по своим масштабам может быть сопоставим с основным производством.

Есть и некоторые промежуточные стадии между связанными с основным производством типами и не­зависимым от него типом. В условиях быстрого эко­номического роста многие компании использовали «по­ляризованную» стратегию управления, и результаты деятельности этих компаний были намного выше, чем у тех, кто не применял этой стратегии.

Направленное изменение управленческой стратегии

С наступлением первого нефтяного кризиса в 1973 г. пришло время решительных сдвигов в производстве. Количество оборудования, рабочей силы и задолжен­ность, возросшие в ходе быстрого экономического ро­ста, должны были быть изменены, а активизация управ­ления стала неотложной задачей. Инвестиции в оборудо­вание были ограничены, задолженность сокращена, снижены издержки на рабочую силу, а также опера­тивно приняты и другие меры. Если без этого япон­ские компании были бы подвержены двум волнам кри­зиса, то такие меры обеспечили проведение их курса без серьезных неудач.

Какой тип управленческой стратегии был использо­ван для того, чтобы избежать кризиса? Анализ этого вопроса поможет понять японскую стратегию управле­ния. Первым важным моментом было то, что характер­ной чертой этого времени стала «стратегия сокраще­ния», противоположная «стратегии расширения». Раз­личные ресурсы, такие, как оборудование и рабочая сила, которые ранее были разбросаны, оказались со­средоточены в одном месте с целью их экономии. Это значит, что они были сконцентрированы для дости­жения тех целей, которые были в данный момент наи­более важными. Это может быть названо стратегией возвращения к основному типу производства. В течение периода быстрого экономического роста развилась тен­денция к поляризации (полюсами оказались основ­ное производство и независимые от него типы про­изводства). В период стабильного экономического раз­вития, напротив, менеджеры, планируя и формируя портфель заказов и учитывая возможную выручку и степень риска, обращали большее внимание именно на степень риска. В стремлении избежать риска менедже­ры отдавали себе отчет, что не следует расширять производство и оборудование. В результате стратегия диверсификации стала перемещаться от третьего, не­зависимого типа производства, а планирование — на­правляться на расширение зависимого от основного производства и связанного с ним (первого и второго) типов.

Японская система управленческого контроля

Управленческий контроль — это сокращенное опреде­ление управленческого планирования и контроля — является средством, с помощью которого контролиру­ется деятельность менеджеров в достижении органи­зационных целей. Этот процесс обеспечивается многи­ми видами управленческих систем, но хотелось бы выделить систему бухгалтерского учета как основную.

Для того чтобы понять суть управленческого кон­троля, рассмотрим ее на примере системы пла­нирования и контроля филиалов в фирме «Мацусита Электрик Индастриал».

В основу организации фирмы «Мацусита» положена система филиалов. Структура фирмы базируется на по­нятии «бизнес оптимальных масштабов». Способность человека управлять имеет определенные пределы, зна­чит, должен быть найден оптимальный масштаб бизне­са, позволяющий управлять эффективно. Следователь­но, когда фирма внедряется в новые отрасли, ее осно­ватель Коносуко Мацусита находит подходящее лицо для новой отрасли, делегирует ему власть — от про­изводства до продаж — и таким образом усиливает свою способность управления всей компанией в целом.

В децентрализованной системе, однако, президент должен каким-то образом контролировать своих уп­равляющих филиалами. Средством для этого является система управленческого контроля.

«Мацусита» имеет много форм управленческого контроля. Как показано на рисунке, они могут быть классифицированы следующим образом:

1) для высших управляющих компаний с целью контроля управляющих филиалами — система плани­рования в филиалах, система внутреннего капитала филиалов, система ежемесячных бухгалтерских отчетов;

2) для управляющих филиалами с целью контроля руководителей отделов — бюджеты отделов и систе­мы ежемесячных бухгалтерских отчетов.

Высшее руководство

(президент)

1. Система планирования в филиалах

Средства 2. Система внутреннего капитала

контроля 3. Система ежемесячных

бухгалтерских отчетов

Управляющие филиалами

1. Бюджетная система

Бюджет отдела

Средства Система стандартных издержек

контроля производства

2. Система ежемесячных

Управляющие отделами

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту