• метод прямого нормирования (для постоянно повторяющихся работ или работ, которые могут быть расчленены на повторяющиеся операции) — через расчленение на операции и анализ времени, необходимого для проведения операций.
Штат персонала, занимающегося нормированием труда. Расчет штата нормировщиков производится с учетом анализа затрат времени на проведение нормировочных работ в течение определенного периода.
Как показывает опыт Великобритании, в среднем затраты времени составляют три дня на разработку новых норм в расчете на одного рабочего, время на пересмотр и выполнение документации может быть условно принято равным 1,5 дням.
Анализ показывает, что по мере увеличения размера предприятий число нормировщиков в расчете на каждые 100 рабочих быстро уменьшается:
|   Размер предприятия (численность рабочих)  |    Средняя численность штата нормировщиков  |    Число нормировщиков на 100 рабочих  |    Число рабочих на одного нормировщика  |  
|   200  |    1  |    3,00  |    67  |  
|   500  |    5  |    1,00  |    100  |  
|   1000  |    8  |    0,77  |    125  |  
|   2000  |    13  |    0,67  |    154  |  
|   4000  |    24  |    0,60  |    167  |  
|   6000  |    32  |    0,53  |    188  |  
|   8000  |    37  |    0,46  |    216  |  
|   10000  |    40  |    0,4  |    250  |  
Оценка труда — мероприятия по определению соответствия количества и качества труда требованиям технологии производства.
Оценка труда дает возможность решить следующие кадровые задачи:
• оценить потенциал для продвижения и снижения риска выдвижения некомпетентных сотрудников;
• снизить затраты на обучение;
• поддерживать у сотрудников чувства справедливости и повышать трудовую мотивацию;
• организовать обратную связь сотрудникам о качестве их работы;
• разрабатывать кадровые программы обучения и развития персонала.
Для организации эффективной системы оценки результативности труда работников необходимо:
• установить стандарты результативности труда для каждого рабочего места и критерии ее оценки;
• выработать политику проведения оценок результативности труда (когда, как часто и кому проводить оценку);
• обязать определенных лиц производить оценку результативности труда;
• вменить в обязанность лицам, проводящим оценку, собирать данные о результативности труда;
• обсудить оценку с работником;
• принять решение и документировать оценку.
Этапы оценки труда на конкретном рабочем месте предполагают:
• описание функций;
• определение требований;
• оценку по факторам (конкретного исполнителя);
• расчет общей оценки;
• сопоставление со стандартом;
• оценку уровня сотрудника;
• доведение результатов оценки до подчиненного. Для того чтобы процедуры оценки труда были эффективны
на каждом конкретном предприятии, они должны отвечать
следующим требованиям:
• используемые критерии должны быть понятны исполнителю и оценщику;
• информация, используемая для оценки, должна быть доступна;
• результаты оценки должны быть связаны с системой поощрения;
• система оценки должна соответствовать ситуационному контексту.
Говоря о системах оценки труда, можно выделить три основных уровня оценки:
|  
 Уровень оценки  |   
 Периодичность  |   
 Метод  |   
 Возможности использования  |  
|  
 1. Повседневная оценка профессиональной деятельности (сильных и слабых сторон)  |   
 Один раз в день, один раз в неделю  |   
 Анкетирование по фактическим действиям Обсуждение  |   
 Обратная связь с оцениваемым с целью модификации поведения и обучения  |  
|  
 2. Периодическая оценка исполнения обязанностей  |   
 Один раз в полгода, год  |   
 Анкетирование по фактическим действиям и результатам труда Интервью Обсуждение  |   
 Определение перспективы и разработка совместных целей  |  
|  
 3.Оценка потенциала  |   
 Разовая, перманентная  |   
 Тестирование Центр оценки  |   
 Построение кадрового прогноза, планирование карьеры  |  
Основные подходы к оценке труда
1. Оценка результата (например, полученной прибыли). Затруднение вызывает оценка сложных, комплексных видов деятельности, затрагивающей множество людей, поскольку возникает проблема оценки вклада каждого в получение результата.
2. Оценка поведения (по критериям, связанным с исполняемой деятельностью). Наибольшая проблема — отделение реального поведения и общих характерологических черт.
3. Рейтинги успешности (по ряду шкал, отражающих поведенческие измерения или измерения черт). Проблемы этого подхода — ошибки обобщений и генерализации, при которых оценки одних шкал необоснованно переносятся на другие (примерами модифицированных рейтингов являются ориентированные на поведение рейтинговые шкалы, шкалы наблюдения за поведением).