Социально-психологическая подготовка. Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходимо включить кандидатов в новую для них систему управления предприятием (на новом уровне), детально познакомить их с правилами и технологиями коммуникации и принятия решений, ввести в новом качестве в трудовой коллектив. Для многих большой проблемой становится изменение статуса (был коллегой, а стал начальником), поэтому кадровой службе необходимо продумывать процедуры адаптации и для "молодого" начальника, и для его "новых" подчиненных.
Более сложным является вхождение в коллектив сотрудника, принятого в организацию "со стороны" — через рекрутинговые агентства или по самостоятельному набору. Ему приходится адаптироваться по всей системе внутриорганизационных связей и корпоративной культуры, и людям.
Для облегчения этих процессов наиболее серьезные компании вводят специальные программы, ориентированные на подготовку резерва — самых перспективных в карьерном отношении специалистов. Далеко не все из них имели в прошлом опыт руководящей работы или специальную управленческую подготовку.
Новички проходят ориентационные программы, помогающие разобраться в структуре, традициях компании, специализированные управленческие тренинга. Весьма эффективны в таких ситуациях и тренинга на командообразование — они помогают более быстрому взаимному приспособлению нового начальника и имеющегося коллектива. Одновременно решаются и проблемы большего сплочения коллектива подразделения и повышения эффективности его работы.
Карьера — это результат осознанной позиции и поведению человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.
Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри – и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.
Типы и этапы карьеры
Можно выделить несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.
Профессиональная карьера — рост знаний, умений, навыков. Профессиональная карьера может ищи по линии специализации (углубление в одной, выбранной в начале профессионального пути, линии движения) или транспрофессионализации (овладение другими областями человеческого опыта, связанное, скорее, с расширением инструментария и областей деятельности).
Внутриорганизационная карьера — связана с траекторией движения человека в организации. Она может идти по линии:
• вертикальной карьеры — должностной рост;
• горизонтальной карьеры — продвижение внутри организации, например работы в разных подразделениях одного уровня иерархии;
• центростремительной карьеры — продвижение к ядру организации, центру управления, все более глубокое включение в процессы принятия решений.
Встречаясь с новым сотрудником, менеджер по персоналу должен учитывать этап карьеры, который он проходит в данный момент. Это может помочь уточнить цели профессиональной деятельности, степень динамичности и главное — специфику индивидуальной мотивации. Представим краткое описание этапов карьеры следующей таблицей:
|   Этап карьеры  |    Возрастной период  |    Краткая характеристика  |    Особенности мотивации (по Маслоу)  |  
|  
 1. Предварительный  |   
 До 25 лет  |   
 Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности  |   
 Безопасность, социальное признание  |  
|  
 2. Становление  |   
 До 30 лет  |   
 Освоение работы, развитие профессиональных навыков  |   
 Социальное признание, независимость  |  
|  
 3. Продвижение  |   
 До 45 лет  |   
 Профессиональное развитие  |   
 Социальное признание, самореализация  |  
|  
 4. Завершение  |   
 После 60 лет  |   
 Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены  |   
 Удержание социального признания  |  
|  
 5. Пенсионный  |   
 После 65 лет  |   
 Занятие другими видами деятельности  |   
 Поиск самовыражения в новой сфере деятельности  |  
Для оценки особенностей личности, оптимизации выбора сферы профессиональной деятельности в начале профессионального пути важно учитывать тип личности человека, выбирающего область деятельности. Наиболее операциональной для данной цели считается типология личностей Дж. Голланда:
|  
 Тип личности  |   
 Содержание деятельности  |  |
|   1.  |   
 Реалистический  |   
 Ориентация на манипулирование инструментами и механизмами  |  
|   2.  |   
 Исследовательский  |   
 Ориентация на поиск  |  
|   3.  |   
 Артистичный  |   
 Ориентация на эмоциональные проявления, самопрезентацию  |  
|   4.  |   
 Социальный  |   
 Ориентация на взаимодействие с людьми  |  
|   5.  |   
 Предпринимательский  |   
 Ориентация на влияние на людей  |  
|   6.  |   
 Конвенциональный  |   
 Ориентация на манипулирование данными, информацией  |  
Выбор карьеры
Хотя по концепции Голланда один из типов всегда доминирует, человек может приспосабливаться к условиям, используя стратегии двух и более типов.