Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается, что в 2010 г. произойдет падение продаж как иномарок, так и отечественных автомобилей. Вся маркетинговая политика компаний будет направлена на максимальное стимулирование продаж автомобилей, поэтому останутся и скидки, и акции, и прочие мероприятия.
2.1.2 Ближайшее окружение ООО «Автоцентр»
Для исследования отрасли розничной торговли автотоварами в Санкт-Петербурге использовались следующие источники данных:
1. Первичные данные; данные о состоянии отрасли, полученные методом полевых наблюдений.
2. Вторичные данные: данные Госкомстата, официальные данные административных органов СПб, данные Петербургских СМИ, данные маркетинговых исследований, проведенных для других целей, но содержащие необходимую информацию.
Результаты маркетинговых исследований сведены в таблицы и приведены ниже.
Анализ ситуации в отрасли производится по трем направлениям: анализ общей ситуации, анализ конкурентной ситуации, изучение потребителей.
Экономические черты. Емкость рынка:
Оборот розничной торговли в 2009 году составил 116,5 млрд. рублей; доля универсальных магазинов в обороте розничной торговли в 2009 году - 15% это составляет 17 475 млрд. рублей.
Масштаб конкуренции:
Специфика товаров для автомобилистов позволяет рассчитывать на покупателей из соседнего района или с другого конца города, поэтому конкуренция очень велика. Однако выгодное местоположение, огромный ассортимент товарной продукции, приемлемые цены, гарантия качества и положительная репутация, которая завоевывалась все последние 60 лет, дают возможность ограничить круг конкурентов и рассматривать лишь крупные автомагазины.
Темпы роста рынка, и на какой стадии экономического роста он находится:
По данным статистики оборот розничной торговли в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 15 %. По данным СМИ в 2009 году число объектов торговли, работающих в отрасли возросло на 80%. Таким образом, стадию экономического роста рынка можно охарактеризовать как «рост»; Прибыльность отрасли считается средней.
Потенциал роста отрасли:
По данным маркетинговых исследований, опубликованных в СМИ, на каждого жителя Санкт-Петербурга приходится 0,68 кв.м. торговых площадей. Для сравнения, в Хельсинки этот показатель составляет 3,5 кв.м. на человека, во Франции - 5,7 кв.м. Прогнозы по дальнейшему росту отрасли подтверждаются и возросшими инвестициями в отрасль торговли. - Возможность входа на рынок крупных компаний. Прогнозируется выход на рынок компаний с иностранным капиталом.
Стабильность и надежность спроса
Спрос надежен, стабилен, характеризуется сезонностью: с мая по сентябрь наблюдается увеличение объемов продаж, к концу года спрос снижается. Изменчивость предпочтений потребителей не ощущается, так как находится всегда в пределах одной группы товаров существующих в продаже.
Изучение потребителей
В данной работе использованы данные из вторичных источников информации, которых оказалось достаточно для дальнейшего исследования отрасли: информация от Госкомстата СПб, информация районных муниципалитетов.
На основе полученных данных проводится сегментирование рынка, определение потребительских запросов и потенциальной величины спроса.
Определение целевого сегмента рынка
Для сегментации рынка автотоваров основными критериями являются: географические, демографические, социально-экономические, психографические. Географическим критерием можно считать проживание потребителей в границах локального рынка.
Существует множество методов сегментации в зависимости от целей и задач, стоящих перед исследователями. Используем один из самых распространенных - «метод группировок».
Таблица 2.2
Общие показатели отрасли розничной торговли
|  
 Показатель  |   
 Единицы измерения  |   
 Период  |  |
|  
 2008 год  |   
 2009 год  |  ||
|  
 Оборот розничной торговли  |   
 Руб.  |   
 129,8 млрд.  |   
 138,4 млрд.  |  
|  
 Доля универсальных магазинов в общем обороте розничной торговли  |   
 %  |   
 19%  |   
 23%  |  
|  
 Совокупный доход населения  |   
 Долл.  |   
 8,9 млрд.  |   
 9,2 млрд.  |  
|  
 Совокупный расход населения  |   
 Долл.  |   
 8,5 млрд.  |   
 8,9 млрд.  |  
|  
 В т.ч. товары  |   
 Долл.  |   
 4,2 млрд.  |   
 4,4 млрд.  |  
|  
 Из них автотовары  |   
 Долл.  |   
 2,1 млрд.  |   
 2,4 млрд.  |  
Таблица 2.3
Результаты маркетинговых исследований по изучению потребителей
|  
 Наименование показателя  |   
 Ед. изм.  |   
 2009 год  |  |
|  
 Средняя ежедневная посещаемость автоцентра  |   
 Чел.  |   
 2500-3000  |  |
|  
 Стоимость средней покупки  |   
 руб  |   
 300  |  |
|  
 Запросы потребителей  |  |||
|  
 Показатель  |   
 Процент опрошенных, отдавших предпочтение  |  ||
|  
 Низкие цены  |   
 51%  |  ||
|  
 Широкий ассортимент  |   
 20%  |  ||
|  
 Широкий спектр дополнительных услуг  |   
 12%  |  ||
|  
 Удобство расположения  |   
 8%  |  ||
|  
 Наличие системы скидок  |   
 6%  |  ||
|  
 Квалифицированный и вежливый персонал  |   
 3%  |  ||
|  
 Демографический портрет посетителя  |  |||
|  
 Возраст 25-50 лет  |   
 52%  |  ||
|  
 Возраст 50-60 лет  |   
 15%  |  ||
|  
 Возраст до 25 лет  |   
 23%  |  ||
|  
 Благосостояние ниже среднего  |   
 13%  |  ||
|  
 Благосостояние средний уровень  |   
 35%  |  ||
|  
 Благосостояние выше среднего  |   
 31%  |  ||
|  
 Благосостояние высокий уровень  |   
 21%  |  ||
|  
 Мотивы посещения  |  |||
|  
 Положительная репутация автоцентра  |   
 35%  |  ||
|  
 Близость к месту проживания  |   
 40%  |  ||
|  
 Транзитный проезд  |   
 12%  |  ||
|  
 Близость к месту работы  |   
 3%  |  ||
|  
 Иные мотивы  |   
 10%  |  ||