Руководители организаций искали пути предупреждения, сглаживания и безболезненного разрешения конфликтов, налаживания партнерских отношений между администрацией и остальными работниками. В этой ситуации одни руководители уже не справлялись с задачами управления персоналом. Для работы с кадрами и налаживания отношений между администрацией и персоналом требовались специальные работники, и даже специализированные подразделения.
На рубеже 1900-х годов часть функций управления персоналом (в первую очередь наем, и учет использования рабочего времени) стала передаваться в отдельные подразделения. В 1900 г. американский бизнесмен Б.Ф. Гудриг организовал в своей фирме первое бюро по найму работников. 1912 год считается приблизительной датой, когда впервые возник отдел кадров в современном понимании слова. В 20-х годах подобные подразделения (отделы, департаменты) получили широкое распространение в США и странах Западной Европы.
Работники этой службы занимались отношениями между работодателями и наемными работниками, выясняли настроения рабочих, представляли их требования руководству, награждали рабочих за многолетний добросовестный труд и преданность организации, устраивали совместные праздники, ведали некоторыми жилищно-бытовыми вопросами работников, предотвращали создание профсоюзов или вели переговоры с ними, оформляли кадровую документацию.
В 30-е годы работа отдела кадров была ориентирована на ведение переговоров о заключении трудовых договоров, общий контроль за деятельностью в области управления персоналом. В 30—40-х годах принимались законы, корректирующие практику управления персоналом. Принятые в эти годы законодательные акты призывали предпринимателей заключать коллективные договора, осуждали дискриминацию членов профсоюзов.
В ходе становления служб управления персоналом возникали новые профессии: агент по найму, секретарь по благосостоянию, управляющий по заработной плате и пенсиям, специалист по технике безопасности, интервьюер, специалист по обучению и трудовым отношениям и т.п.
В 50—60-е годы развитие новых и модернизация старых отраслей, глубокая технологическая реконструкция производства, распространение электронно-вычислительной техники привели к тому, что трудовые ресурсы приобрели новые качества: появилось большое число грамотных работников с новым отношением к труду, его условиям и организации трудовых процессов. В этот период большое внимание уделялось правовому обеспечению системы управления персоналом, что привело к необходимости разработки внутриорганизационных и регламентирующих документов: стандартов предприятия, нормативов, в первую очередь в области организации и оплаты труда. Создавался бюрократический административный механизм на предприятиях. В эти годы было развернуто движение, направленное на повышение эффективности управления в целом и управления персоналом, в частности начинается применение коллективных форм организации труда. Претерпевает изменения система материального стимулирования. Наблюдаются отход от жесткого нормирования труда и переход к исчислению размеров вознаграждения в зависимости от конечных результатов работы сотрудника и деятельности организации в целом. Работники предприятий допускаются к участию в прибылях. В этот период формируется теория человеческого капитала, что явилось отражением резкого возрастания роли персонала в современном производстве.
К началу 70-х годов в большинстве развитых стран отмечалось падение удовлетворенности трудом, высокая текучесть и абсентеизм. Это явилось следствием чрезмерной бюрократизации управления персоналом, которая вступила в противоречие с потребностью развития научно-технического прогресса. Усилилась отчужденность персонала в производстве. Появился интерес работников к участию в управлении, начался процесс демократизации управления. В течение 70-х годов многие руководители пришли к выводу, что управление персоналом является важнейшим фактором эффективности организации, значение которого быстро возрастает.
В 70—80-е годы кадровые службы наряду с оперативным начинают заниматься перспективным, долговременным планированием трудовых ресурсов и их участие в формировании стратегического управления организации становится ключевым и необходимым.
Практика управления персоналом 90-х годов показывает неэффективность шаблонных решений сложных социально-экономических проблем. В этот период внедряются новые методы работы с людьми, обеспечивающие учет интересов предпринимателей и персонала. Инновационные подходы к управлению персоналом способствуют реализации творческого потенциала персонала.
В настоящее время службы управления персоналом организаций решают сложные и многообразные задачи и представляют собой порой довольно крупные подразделения, включающие в свой состав 50 и более служащих. Они строят свою работу на основе стратегического планирования и мышления, расширении гарантий занятости трудовых ресурсов.
В табл. 3 приводится характеристика этапов развития управления персоналом в организациях развитых стран мира [14].
В теории менеджмента используется достаточное число терминов, отражающих участие людей в общественном производстве: трудовые ресурсы, человеческие ресурсы, человеческий фактор, организационное поведение, организация груда, управление персоналом, кадровая политика, коллектив, команда, социальное развитие, человеческие отношения и др. Выделяя в качестве стержневого объекта человека, они раскрывают различные аспекты проблемы управления персоналом и подходы к ее решению. Далее рассмотрим некоторые современные концепции стратегии управления персоналом.
Таблица 3
Характеристика этапов развития управления персоналом в организациях развитых стран мира
|  
 Период  |   
 Основной объект управления  |   
 Доминирующие потребности персонала  |   
 Ведущие направления управления персоналом  |  
|  
 1  |   
 2  |   
 3  |   
 4  |  
|  
 До 1900 г.  |   
 Технология производства  |   
 Интересы персонала практически не учитывались  |   
 Поддержание дисциплины труда  |  
|  
 1900-1910гг.  |   
 Безопасность и условия труда персонала  |   
 Безопасные условия труда и создание предпосылок для хорошей работы  |   
 Обеспечение безопасных условий, организация труда  |  
|  
 1910-1920гг.  |   
 Эффективность производства  |   
 Повышение заработков на основе более высокой производительности  |   
 Мотивация и обучение, стимулирование высокой производительности  |  
|  
 1920-1930гг.  |   
 Индивидуальные особенности работников  |   
 Учет индивидуальных особенностей при проектировании работ  |   
 Разработка психологических тестов, опросы, учет предложений работников при проектировании работ  |  
|  
 1930-1940 гг.  |   
 Профсоюзы, социальное партнерство  |   
 Сглаживание глубоких противоречий между работниками и работодателями  |   
 Организация взаимодействия и сотрудничества на производстве  |  
|  
 1940-1950 гг.  |   
 Экономические гарантии и социальная поддержка  |   
 Гарантии экономической и социальной безопасности  |   
 Организация пенсионного обеспечения  |  
|  
 1950-1960гг.  |   
 Человеческие отношения  |   
 Возможность проявления инициативы, развитие самодисциплины  |   
 Подготовка управленческого персонала с учетом изменения его роли в организации, коллективные формы организации труда  |  
|  
 1960-1970 гг.  |   
 Сотрудничество, развитие и углубление партнерства  |   
 Расширение участия в обсуждении и принятии управленческих решений  |   
 Отработка процедур совместного участия в управлении, разделение ответственности  |  
|  
 1970-1980гг.  |   
 Перемена труда  |   
 Соответствие содержания работ изменениям способностей и запросов, устранение монотонности и однообразия в работе  |   
 Чередование работ, развитие коллективных форм организации труда  |  
|  
 1980-1990гг.  |   
 Движение персонала  |   
 Надежная гарантия занятости в период экономического спада  |   
 Перераспределение рабочей силы, переподготовка, содействие в поисках работы  |  
|  
 1990-2004гг.  |   
 Кардинальные изменения в составе рабочей силы, дефицит квалифицированного персонала  |   
 Расширение возможностей для адаптации к постоянно меняющимся условиям и потребностям производства  |   
 Стратегическое управление и планирование трудовых ресурсов, расширение гарантий занятости, переподготовка, создание гибких форм вознаграждений, участие в доходах и капитале  |