рефераты по менеджменту

Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности

Страница
1

Введение

Планирование вообще как величайшее достижение человеческого разума является практически естественным и необходимым элементом поведения людей и в быту и на производстве. Труд человека всегда предполагает осознанную целенаправленную деятельность по достижению желаемого результата, образ (план, проект) которого он идеально имеет в самом начале работы, в том числе и в бизнесе. Поэтому планирование можно рассматривать как проектирование процесса создания из беспорядка порядка и повышение его степени, который уменьшает неопределённость или энтропию в данном случае системы предпринимательства.

Планирование производственной и коммерческой деятельности не только возможно, но и жизненно необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий: крупные социальные и научно-технические программы, распределение бюджета страны, оборону и др. На уровне же предприятий осуществляется не только стратегическое1 самопланирование, но и детальная разработка оперативных2 планов по каждому подразделению и даже рабочему месту.

Всякий, кто всерьез хочет заниматься предпринимательской деятельностью и получать прибыль в рыночной среде, должен иметь хорошо обдуманный и всесторонне обоснованный детальный план – документ, определяющий стратегию и тактику ведения бизнеса, выбор цели, техники, технологии, организации производства и реализации продукции. Наличие хорошо разработанного плана позволяет активно развивать предпринимательство, привлекать инвесторов, партнёров и кредитные ресурсы. Он также даёт возможность:

определить пути и способы достижение поставленных целей;

максимально использовать конкурентные преимущества предприятия;

предотвратить ошибочные действия;

отследить новые тенденции в экономике, технике и технологи и использовать в своей деятельности;

доказать и демонстрировать обоснованность, надёжность и реализуемость проекта;

смягчить влияние слабых сторон предприятия;

определить потребность в капитале и денежных средствах;

своевременно принять защитные меры против разного рода рисков;

полнее использовать инновации в своей деятельности;

объективнее оценивать результаты производственной и коммерческой деятельности предприятия;

обосновать экономическую целесообразность направления развития предприятия (стратегия проекта).

Одновременно план является руководством к действию и исполнению. По мере реализации и изменения обстоятельств план может уточняться путём корректировок соответствующих показателей.

Постоянное приведение бизнес-плана в соответствие с новыми условиями даёт возможность использовать его в качестве инструмента оценки практических результатов работы предприятия.

Разработка конкретного бизнес-плана в большинстве случаев процесс творческий, основанный на учёте не только общих закономерностей бизнеса, но и специфических условий, личного опыта и знаний предпринимателя. В зависимости от реальных обстоятельств подготовка бизнес-плана может быть организованна различным образом:

самим предпринимателем, имеющим соответствующий опыт;

командой предпринимателя, которая будет в дальнейшем реализовывать проект;

сторонней специализированной компанией за определённую плату.

В каждом конкретном случае любой план имеет свою специфику как в предмете деятельности и порядке его осуществления, так и в качественном и особенно количественном отношении – ценах, нормах затрат ресурсов, рынках сбыта и других показателях.

Бизнес-план как основа предпринимательской деятельности.

В самом общем случае план – это образ чего-либо, модель желаемого будущего или система мер, направленная на достижение поставленных целей и задач. Бизнес-план, как один наиболее распространенных в настоящее время видов планов, представляет собой:

рабочий инструмент предпринимателя для организаций своей работы;

развёрнутую программу (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта, предусматривающая оценку расходов и доходов;

документ, характеризующий основные стороны деятельности и развития предприятия;

результат исследования и обоснования конкретного направления деятельности фирмы на определённом рынке.

Предприятие может иметь одновременно несколько бизнес-планов, в которых степень детализации обоснований может быть различной. В малом предпринимательстве бизнес-план и план предприятия могут совпадать и по объёму и по содержанию.

Любой бизнес-план должен давать убедительные ответы для самого предпринимателя и его возможных партнеров, по крайней мере, на пять основных вопросов.

Схема 1.1 Назначение бизнес-плана и его основные элементы

[источник №1 в списке литературы]

Функции и принципы планирования на предприятии.

Бизнес-планирование, как необходимый элемент управления выполняет в системе предпринимательской деятельности ряд важнейших функции, среди которых наибольшее значение имеют следующие:

Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учёта совокупности факторов.

Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция - учёт взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений компаний с ориентацией их на единый общий результат.

Безопасность управления – обеспечения информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предотвращению отрицательных последствий.

Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственность.

Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявление ошибок и возможной его корректировки.

Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучения их, в том числе и на ошибках.

Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий менеджеров фирмы.

При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде: необходимость, непрерывность, эластичность и гибкость, единство и полнота (системность), точность и детализация, экономичность, оптимальность, связь уровней управления, участие, холизм (сочетание координации и интеграции).

Этапы разработки бизнес-плана.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту