рефераты по менеджменту

Анализ деятельности ООО "Центр деловой информации "Норма"

Страница
4

где — конкурентоспособность анализируемого образца товара на конкретном рынке, доли единицы;

— эффективность анализируемого образца товара на конкретном рынке, единица полезного эффекта/денежная единица;

— эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке;

— корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Эффективность однопараметрического товара определяется отношением полезного эффекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка к совокупным затратам за жизненный цикл товара.

Для оценки конкурентоспособность многопараметрических объектов (страна, отрасль, регион, организация, товары широкого потребления, сложная техника, приборы, документы, специалисты и т.п.) Р.А. Фатхутдинов предлагает применять экспертные методы.

Оценка конкурентных возможностей или конкурентоспособности предприятия в целом может проводиться несколькими методами, опирающимися одновременно на один или несколько подходов.

1. Одним из таких подходов может стать оценка конкурентоспособности предприятия с позиций сравнительных преимуществ. В ходе анализа предприятие выявляет свои преимущества над конкурентами, например, возможность снижения издержек производства. Возможно рассмотрение достижения определенной цели - объема прибыли, нормы рентабельности, уровня продаж, доли на рынке и т.д.

2. Самостоятельное направление исследования конкурентоспособности предприятия представляют методы, базирующиеся на теории равновесия предприятия А. Маршалла и теории факторов производства. Равновесие предприятия - такое состояние, когда у производителя не существует стимулов для перехода в другое состояние. В условиях равновесия производителя каждый из факторов производства рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При этом у предприятия отсутствует и дополнительная прибыль, обусловленная действием того или иного из факторов производства, а, следовательно, нет стимулов для улучшения использования того или иного фактора. Возможность для увеличения объемов производства или получения дополнительной прибыли появляется в том случае, когда какой-нибудь фактор производства не используется полностью или не обеспечивает минимума издержек. Критерием конкурентоспособности в рамках данной модели служит наличие у предприятия таких факторов производства (организационных, технических, социальных и т. п.), которые могут быть использованы с лучшей, чем у конкурентов, производительностью или эффективностью.

3. Оценка конкурентоспособности предприятия, исходя из теории эффективной конкуренции, представляет собой разработку критерия для признания имеющегося уровня конкурентоспособности предприятия достаточным или не достаточным для поддержания высокой эффективности хозяйственной деятельности. В рамках этой теории существует два основных подхода к определению критерия эффективной конкуренции (конкурентоспособности): структурный - исходя из уровня монополизации рынка (наличие барьеров и т.п.); функциональный - сравнение экономических показателей деятельности предприятия (рентабельности, использования мощностей, объема выпуска продукции и т. п.) с аналогичными показателями конкурентов.

4. Оценка конкурентоспособности на базе теории качества товара предполагает оценку емкости рынка и необходимых ему характеристик товара.

5. Стратегия предприятия базируется на двух группах показателей, которые обеспечивают решение главных задач: степень удовлетворения потребителей товаром (доля на рынке, ее динамика, объем реализации и т. п.); эффективность производства (прибыль, рентабельность, производительность труда и т. п.). Для получения объективной картины необходимо оценивать для предприятия степень превосходства показателей первой и второй группы от аналогичных показателей конкурентов. Конкурентоспособность предприятия можно определить как относительную характеристику, отражающую отличия процесса его развития от предприятий-конкурентов как по степени удовлетворения потребностей рынка, так и по эффективности производственной деятельности. Сравнительные показатели необходимы и для стратегического планирования деятельности предприятия, так как позволяют определить потенциальный объем производства и диапазон цен, обеспечивающих рентабельность производства, а также способствуют выявлению и устранению недостатков производственно-хозяйственной деятельности.

6. Один из наиболее распространенных подходов к оценке и повышению конкурентоспособности товара связан с анализом и максимизацией эффективности его потребления. Определяется внутренняя структура суммарного полезного эффекта потребителя и его полезных затрат на приобретение и использование товара, которая может быть охарактеризована рядом параметров с указанием их абсолютных значений и значимости по весу в общей совокупности. Повышение конкурентоспособности товара обеспечивается путем выявления их изменения в необходимом направлении параметров, снижающих уровень конкурентоспособности. [18]

Аналогичный подход используется и при оценке потенциальной конкурентоспособности производителя относительно других поставщиков, как субъектов рынка отдельного вида продукции. Особенно важное значение при оценке конкурентоспособности товара и производителя имеет выбор эталона конкуренции в связи с высокой вероятностью серьезных потерь в случае ошибочного решения. Достаточно часто в зарубежной практике для этих целей используется метод экспертных оценок с привлечением возможно большего числа специалистов, желательно с предприятий разных фирм, выпускающих однотипную продукцию. Вышеизложенное относится и к сложной задаче определения весомости параметров конкурентоспособности, для решения которой в зарубежной практике также применяются экспертные оценки. При этом точность оценки конкурентоспособности товара может считаться удовлетворительной, если сравнение проводится с не менее чем пятнадцатью аналогичными товарами, производимыми не менее чем пятью фирмами (из разных стран - если оценивается возможность выхода на мировой рынок). [20]

Под конкурентным потенциалом предприятия понимают имеющиеся в системе возможности: наличие современной технологии, оборудования, подготовленных кадров и прочих ресурсов, обеспечивающих функционирование и стратегическое развитие организации в условиях конкуренции.

Для оценки конкурентного потенциала предприятия, наряду с методами МАИ и факторного анализа, используются также методы изучения корпоративного профиля, «цепочки ценности», а также методы, основанные на анализе финансовой и производственной эффективности предприятия.

Американский экономист М. Портер для анализа конкурентного потенциала предприятия ввел понятие "цепочки ценности" [17]. "Цепочка ценности" (ЦЦ) - это система взаимосвязанных видов деятельности предприятия, которые можно разделить на две группы: основную и вспомогательную. ЦЦ иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и заканчивая производством готового изделия. Исследуя процесс шаг за шагом, можно установить, где предприятие конкурентоспособно, а где нет. Реализация конкурентного потенциала фирмы определяется ее умением управлять связями между различными видами деятельности в ЦЦ.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту