- безусловные ("Должны быть") характеристики - (must bees) – клиент менее удовлетворен менее функциональным продуктом, но не становится более удовлетворенным более функциональным. Они могут не удовлетворить, но не могут увеличить удовлетворение.
Кано разработал вопросник для определения как базовых, так и дополнительных параметров. Каждый вопрос в этой анкете состоит из двух частей "Как Вы относитесь к тому, если определенная характеристика будет добавлена в товар?" и "Как Вы относитесь к тому, если определенной характеристики нет?". Иногда к этим двум вопросам добавляют еще один относительно того, сколько потребитель готов заплатить за наличие новой характеристики. К сожалению, анкета не способна подсказать нам, какую же характеристику стоит добавить в товар. Это нам надо сделать самим. Однако анкета позволяет определить, достигнем ли мы с новой характеристикой прорыва, или нет.
Вопрос разделяется на две части, потому что выявление "прорывной" характеристики основано на взаимосвязи ответов на два типа вопросов: товар с новой и товар с существующей характеристикой. Например, если по поводу какой-то существующей характеристики потребитель говорит, что ему "все равно" или "могу обойтись", а по поводу новой — "нравится", то это указывает на прорыв. А если наоборот, существующая характеристика "не нравится", а новую он "ожидает", то это говорит, что необходимо элементарное "латание дыр". Сложно говорить о прорыве тогда, когда не удовлетворены даже базовые, ожидаемые потребности.
Если считать, что новая характеристика должна повышать удовлетворение потребителя, то можно разделить все характеристики товара/услуги (аналогично потребностям) на три типа: обязательные, одномерные и привлекательные.
Ответы на каждый вопрос анкеты Кано обрабатываются по специальной таблице. Проанализировав анкету и разделив все характеристики товара на три типа, мы можем начинать выстраивать нашу конкурентную стратегию. Обязательные характеристики нашего товара позволят нам повысить удовлетворенность недовольных потребителей и уменьшить потери от продаж, не состоявшихся по причине низкого качества товара. Одномерные характеристики позволят нам не только увеличить продажи, но и поднять цену. А привлекательные характеристики — это наш пропуск на новые рынки.
На нынешнем уровне развития конкуренции в России еще не все фирмы научились просто удовлетворять потребности потребителей. А на Западе уже смещают акценты в стратегиях развития с завоевания доли рынка на удержание доли клиентов. Широко применяемые концепции массового, целевого и нишевого маркетинга сегодня в полной мере не оправдывают себя в борьбе за потребителя. На первый план выходит концепция индивидуального маркетинга.
Индивидуальный маркетинг основан на изучении потребителя, что позволяет корректировать стратегический курс бизнеса и совершенствовать бизнес-процессы. Модель Кано является действенным инструментом для изучения потребителя, повышения качества товара/услуги и совершения "прорыва" на новые рынки.
На рисунке 9 показана примерная схема модели Кано.
 
Рисунок 9 – Схема модели Кано
Таким образом, к достоинствам метода Кано можно отнести то, что он:
- помогает определить взаимосвязи между обновлением продукции, динамикой рынков и уровнем удовлетворенности потребителей;
- позволяет согласовать подходы предприятий к разработке и изготовлению продукции с интересами и взглядами потребителей.
А недостатком метода является то, что в компаниях, в которых существует несколько производственных линий, выпускающих большую номенклатуру продукции, сложно экстраполировать модель Кано непосредственно на стратегию компании в целом.
Для того чтобы внедрить метод Кано на предприятие ООО "Криптон-Мебель" выберем объектом исследования мебель кухонную.
Проведем интервьюирование, состоящее из 10 человек. В результате этого исследования было выведены атрибуты кухонной мебели предприятия, занимающегося производством мебели. Атрибуты приведены в таблице 1.
Таблица 1 – Атрибуты кухонной мебели ООО "Криптон-Мебель"
|  
 №  |   
 Атрибут  |  
|  
 1  |   
 Подсветка  |  
|  
 2  |   
 Автоматические дверцы  |  
|  
 3  |   
 Наличие ножек  |  
|  
 4  |   
 Наличие сушильного шкафа  |  
|  
 5  |   
 Эргономичность  |  
|  
 6  |   
 Мебель из дерева  |  
|  
 7  |   
 Рамочный профиль из МДФ со вставками из ЛДСП различных цветов  |  
|  
 8  |   
 Облицовывание кромок влагостойкой и ударопрочной пленкой ПВХ  |  
|  
 9  |   
 Элементы защиты мебели от попадания влаги, тепла (в случае нахождения мебели рядом с плитой и мойкой) и защита углов  |  
|  
 10  |   
 Наличие барной стойки  |  
Для каждой характеристики сформулируем вопросы, при ответе на каждый из которых клиент мог выбрать один из пяти различных вариантов.
Если изучаемый фактор присутствует в продукте, что вы испытываете:
1) мне это нравится;
2) это абсолютно необходимо;
3) для меня это не имеет значения;
4) я это спокойно воспринимаю;
5) меня это не устраивает.
Если изучаемый фактор отсутствует в продукте, что вы испытываете:
1) мне это нравится;
2) это абсолютно необходимо;
3) для меня это не имеет значения;
4) я это спокойно воспринимаю;
5) меня это не устраивает.
В зависимости от ответов на каждый из 2-х вопросов атрибут относят к определенной категории Кано. Для этого воспользуемся матрицей интерпретации результатов опроса по методу Кано, которая представлена в таблице 2.
Таблица 2 – Матрица интерпретации результатов опроса по методу Кано
|  
 Требовании клиента  |   
 Нефункциональные Характеристика отсутствует  |  |||||
|  
 1Нравится  |   
 2 Должно быть  |   
 3 Все равно  |   
 4 С этим можно жить  |   
 5 Не нравится  |  ||
|  
 Функциональные Характеристика присутствует  |   
 1 Нравится  |   
 Q  |   
 A  |   
 A  |   
 A  |   
 O  |  
|  
 2 Должно быть  |   
 R  |   
 I  |   
 I  |   
 I  |   
 M  |  |
|  
 3 Все равно  |   
 R  |   
 I  |   
 I  |   
 I  |   
 M  |  |
|  
 4 С этим можно жить  |   
 R  |   
 I  |   
 I  |   
 I  |   
 M  |  |
|  
 5 Не нравится  |   
 R  |   
 R  |   
 R  |   
 R  |   
 Q  |  |
|  
 Примечание. Условные обозначения: A: привлекательный; M: необходимый; R: обратная зависимость, чем выше степень присутствия атрибута, тем ниже удовлетворенность; O: линейный; Q: сомнительный результат; I: безразличный.  |  ||||||