рефераты по менеджменту

Виды и стадии исследований системы управления

Страница
2

При исследовании СУ используется множество методов решения поставленных задач и вопросов. Для лучшего понимания их необходимо классифицировать.

Классификация – разделение исследуемого объекта по определённым правилам на соответствующие классы. – группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направление использования. Различают два подхода к классификации:

деление общего;

разделение целого;

Декомпозиция – вид классификации исследуемого объекта на связанные содержательные части., в совокупности представляющие единое целое, и исключающее использование другого какого-либо произвольного классификационного признака.

Стратификация – разделение многослойного исследуемого объекта на определенные слои (страты).

Обычно придерживаются правил классификации:

использование единого классификационного признака;

соблюдение соразмерности деления объекта;

отнесение каждой однородной группы классифицируемого объекта только к одной видовой группе;

использование многоступенчатой классификации, способной обеспечить её разветвленность в виде дерева исследуемого объекта;

обеспечение классификационной полноты для каждой ступени классификации.

Особое место в исследованиях занимают виды анализа. Среди них следует отметить прогностический, диагностический, детальный и глобальный., при проведении которых используется совокупность конкретных методов.

Доказательство, как категория исследовательской деятельности, предполагает приведение соответствующих аргументов, фактов и авторитетных точек зрения, подтверждающих на основе формальной логики истинность какого-либо суждения и определенного состояния, положения объектов исследования.

Основные приёмы доказательства:

гипотетический, основан на доказательствах по гипотезам;

фактологический, базируется на систематизированных достоверных фактах, в том числе экспериментальных;

аксиоматический, базируется на аксиомах;

ключевых категорий которые распространяются на реальные явления;

правовой, основанный на положениях норм права;

обратный, предполагающий использование абсурдных аргументов – противоположных доказываемому состоянию;

анализа свойств исследуемого объекта;

классификации факторов, влияющих на состояние и свойства объекта исследования.

Очень важно, чтобыаргументы, используемые при доказательствах, были истинными и независимыми.

Состав и выбор методов исследования систем управления

В основе методов исследования СУ лежат определённые принципы, теории и законы, но их всегда можно классифицировать по следующим основаниям:

философский подход (всеобщие, общие, частные);

сложность (простые, сложные, комплексные);

охват явлений (общие и частные);

области применения (физические, химические, биологические, экономические, социологические);

точность результатов использования (достоверные, вероятностные);

структура (алгоритмические, эвристические);

содержание (математические, статистические и др.);

стадии исследования (подготовительные, исследовательские, внедренческие);

направление использования;

отношение к теории и эмпирики;

отношение к источнику информации;

охват научного инструментария;

отношение к науке и особенностям управления.

Результативность исследований СУ зависит от выбора методов. При это необходимо учитывать:

цели исследовательских работ;

требования, предъявляемые к конечным результатам исследования;

ограничения по срокам, ресурсам, возможностям исследователей;

имеющиеся данные об аналогичных исследованиях;

достоинства и недостатки каждого из рассматриваемых методов.

Выбор того или иного метода осуществляется:

интуитивно, руководствуясь опытом исследователя;

эвристически, используя приёмы логики и формальные методические правила;

экспертными способами, исходя из опыта, логики, знаний и интуиции экспертов;

консультативным способом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов.

Наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплексным применением приемлемых для целей исследования СУ методов. При этом одни могут быть эффективны на одном этапе исследования, а другие на другом.

Исследование управления посредством социально-экономического экспериментирования

Социально-экономическое экспериментирование – одна из разновидностей эксперимента, представляющая собой реализацию искусственно созданного социально-экономического процесса в системе управления, на основе чего можно получить широкий спектр возможных состояний системы.

Социально-экономическое экспериментирование позволяет:

провести социальную диагностику управляющей подсистемы;

выявить механизмы происходящих социально-экономических явлений, взаимосвязи отдельного человека с другими людьми, группами и между ними;

оптимизировать социальные и экономические процессы в системе;

уменьшить социальные и экономические издержки системы;

оценить эффективность проведенного эксперимента.

Особенность социально-экономического экспериментирования в том, что это очень опасный вид экспериментального вмешательства, т.к. в нём участвуют люди. Поэтому накладываются соответствующие ограничения в виде предельно допустимых параметров на определенные процессы и явления.

Кадровое обеспечение социально-экономического экспериментирования исследователи-экспериментаторы и люди участвующие в эксперименте.

Организация эксперимента проходит по общей схеме.

формирование цели и постановка задач;

принятие решения о проведении социально-экономического экспериментирования;

сбор и анализ априорной информации;

принятие решения о проведении социально-экономического экспериментирования;

проведение социально-экономического экспериментирования;

обработка, анализ и интерпретация апостериорных данных;

принятие решения по результатам социально-экономического экспериментирования.

Примерами социально-экономического экспериментирования в России и СССР может служить «шоковая терапия» 1992 г., апробирование комплекса стандартов на управление промышленными предприятиями в 70-80 гг.

Опыт экспериментирования в управлении производством говорит об эффективности социально-экономического экспериментирования. Эксперимент показал, что в результате:

упорядочивалась деятельность управленческих работ;

рационально распределялся состав функций управления среди подразделений;

исключалось дублирование деятельности в аппарате управления;

позитивное изменение ОСУ;

повышается творческая активность и расширялись демократические начала в управлении предприятием.

Тестирование в исследовании систем управления

С некоторых пор тест стали применять для исследования реальных систем управления. Особенно популярным стало тестирование в сфере образования. В управлении при помощи тестов исследуют проблемы, связанные с определением квалификации и аттестации персонала, распределение функций управления и ресурсов, выбором стиля управления. Это т.н. натурное тестирование. Примеры: апробация опытных нормативов по труду на рабочих местах, специально организованная дозированная утечка управленческой информации, позволяющая прозондировать ответную реакцию и др. Особенно глубокой подготовки требует широкомасштабное натурное тестирование, когда необходимо предусмотреть ответственность организаторов, учитывать допустимость рисков, возможность негативных последствий, в частности социального, экологического и материального ущербов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту