рефераты по менеджменту

Виды и стадии исследований системы управления

Страница
3

В зависимости от сферы деятельности человека тест представляет собой:

удовлетворяющую критериям исследования эмпирико-аналитическую процедуру;

комплекс высказываний, позволяющий объективно отразить реально существующие отношения между людьми, их свойства, признаки и количественные параметры;

метод изучения глубинных процессов деятельности человека, основывающийся на его высказываниях или оценках факторов функционирования СУ;

искусственное строго дозированное воздействие, направленное на объект в процессе проводимого эксперимента и позволяющее по ответной реакции исследовать его состояние и всей СУ.

Конструктивно тесты в зависимости от их предназначения могут быть заданы и спроектированы в различной форме. В общем случае тест может рассматриваться в рамках:

искусственно созданного воздействия испытательного характера;

ответной реакции объекта испытания.

К основным правилам формулирования искусственно созданных воздействий испытательного характера следует отнести:

целенаправленность;

однозначность понимания;

логичность;

краткость;

информативность;

простота;

понятность;

доступность;

нейтральность;

позитивность и негативность высказываемых суждений;

альтернативность;

отсутствие намёка на ожидаемый ответ;

сбалансированность.

Обработка и оценка результатов тестового исследования проводится в соответствии с принципом контроля и установления соответствия между значениями входных и выходных параметров, испытуемой системы при выполнении ею различных функций и на различных режимах управления. Надежность теста определяется его качеством и, прежде всего точностью измерения. Требования надёжности устанавливаются в зависимости от целей и задач тестирования. Проверка надёжности осуществляется, как правило, параллельным или повторным тестированием объекта исследования. Проверка надёжности может осуществляться методами корреляционного, дисперсионного и факторного анализов.

Имитационное моделирование в исследовании систем управления

Метод имитационного моделирования используется при обследовании объекта на основе его модели, отражающей его структуру, наиболее существенные связи, отношения. Результаты исследования моделей интерпретируются на реальный объект. Под моделями, как правило, понимаются мысленные или материальные системы, замещающие объект познания и служащие источником новой информации и знаний о нём.

Модели можно классифицировать по следующим основаниям:

способ представления (материальные и символические);

способ построения (теоретические, формальные, эмпирические, комбинированные);

тип языка описания (текстовые, графические, математические, смешанные).

Использование метода моделирования целесообразно в тех случаях, когда СУ вообще недоступна для непосредственного исследования или когда исследование невозможно без моральных издержек или нецелесообразно из-за существенных величин вероятности негативных последствий в СУ социального, экологического и экономического характера.

Конструирование моделей, как правило, проходит по следующей схеме:

постановка задач;

выбор и разработка новой модели;

исследование модели;

интерпретирование знаний с исследуемой модели на её оригинал.

В качестве использования моделирования в исследовании практических проблем управления можно рассматривать прогнозирование рисков с помощью имитационного моделирования. Этот метод достаточно распространен и универсален.

Это связано с тем, что большинство реальных объектов в силу сложности, дискретного характера функционирования отдельных подсистем, не могут быть адекватно описаны с помощью только аналитических математических моделей.

Важно и то, что имитационная модель позволяет использовать всю располагаемую информацию вне зависимости от ее формы представления (словесное описание, графические зависимости, блок-схемы, математические модели отдельных блоков и др.) и степени формализации. Имитационные модели получили большое распространение потому, что не накладывают жестких ограничений на используемые исходные данные. Наоборот, они позволяют творчески, гибко использовать всю имеющуюся информацию об объекте прогнозирования. Имитационная модель строится по образцу и в соответствии со структурой объекта прогнозирования. Для описания элементов модели возможно произвольное использование методов, по мнению прогнозиста, соответствующих условиям и задачам прогнозирования. Затем эти элементы объединяют в единую модель.

Имитационная модель может быть с фиксированными входными параметрами и параметрами модели. Это детерминированная имитационная модель.

Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления

Параметрический анализ относится к наиболее объективным.

Многие показатели являются функциями параметров. Показатель – это параметр СУ, количественная характеристика свойств системы.

При исследовании СУ используются:

количественные абсолютные и относительные параметры;

качественные признаки;

классификационные параметры;

порядковые параметры.

Показатели СУ могут быть:

единичными, относящимися только к одному из свойств СУ;

комплексными, относящимися к нескольким свойствам продукции;

интегральными, отражающими соотношение суммарного полезного эффекта от эксплуатации СУ и суммарных затрат на её создание и эксплуатацию;

обобщенными, относящимися к такой совокупности её свойств, по которой принято решение оценивать систему.

Классификации бесчисленного множества показателей могут быть проведены по разным признакам. Некоторые из них:

по количеству характеризуемых свойств;

по способу выражения;

по методу определения;

по влиянию на качество;

по видам ограничения и др.

Для объективной оценки СУ, необходимо использовать соответствующую номенклатуру параметров и показателей, которая представляет собой комплекс взаимосвязанных технико-экономических, организационных и других показателей. Комплекс показателей разбит на группы:

организации общесистемного состояния;

организации производственной подсистемы СУ;

организации управляющей подсистемы СУ;

организации обеспечивающих подсистем СУ;

организации линейной подсистемы СУ.

В условиях рыночных отношений существенную роль играет конкурентоспособность продукции, которая в свою очередь выступает компонентом конкурентоспособности предприятия, выпускающего эту продукцию.

Для оценки конкуренций необходимо использовать широкий спектр групп показателей. Для обозначения степени соответствия измерений понятиям, которые эти измерения должны отражать, используется термин валидность.

Немаловажное значение имеют требования достоверности и объективности определения показателей. Состав основных методов определения фактических показателей во многом зависит от используемых при этом способов и источников получения информации.

В большинстве случаев следует отдавать предпочтение объективным методам определения численных значений показателей.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту