рефераты по менеджменту

ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

Страница
14

В традиционной системе информационных коммуникаций, субъектами которой являются издательства, книжная торговля, архивы, органы НТИ, электронные средства массовой информации и некоторые вспомогательные звенья, библиотеки прочно занимают место главного хранителя и систематизатора знаний, зафиксированных в виде документов, а также института обеспечивающего общественный доступ у этим знаниям. Авторитет библиотеки, вне зависимости от ее конкретного бытия на практике, видится на том, что она является главным, а порою и единственным гарантированным держателем фонда документов, хранителем интеллектуального потенциала. Именно потребность информации заставляет читателя обращаться в библиотек, и именно существование учреждения, выполняющего роль держателя и систематизатора знаний, заставляет общество финансировать и поддерживать библиотеки. В этом случае библиотека наряду с книжной торговлей, органами НТИ и другими институтами играет роль еще одного незаменимого посредника, связывающего производителей информации с ее потребителями.

В новой информационной среде структура информационных потоков существенно меняется. В киберпространстве все данные представлены не в виде дискетных и вполне осязаемых документов, а в виде компьютерных файлов. Они располагаются на многочисленных компьютерах-серверах по всему миру, причем их емкость может быть практически безграничной. Поставщиками информации в глобальных сетях становятся владельцы серверов. Это могут быть предпринимательские компании, правительственные учреждения, учебные заведения, научные центры, музеи, библиотеки, агентства новостей, общественные ассоциации и частные лица. Издательская деятельность в сети требует несравнимо меньших затрат, чем традиционная. Собственный сервер и команда из трех-четырех человек для его оформления и актуализации достаточны, чтобы о тебе узнал весь мир. Не нужно распологать полиграфической базой, тратиться на бумагу и беспокоиться о распространении экземпляров изданий.

Характер представляемых сведений может быть сколь угодно широким: от развлекательных материалов до государственных законов, речей и интервью лидеров политики, экономики и культуры, научных отчетов, трудов конференций, сведений о выпускаемой продукции, репродукций живописных полотен и т.п. Технические средства, в частности такое приложение Интернет, как Всемирная компьютерная паутина, дают возможность доступа ко всей этой информации за считанные минуты вне зависимости от ее реального местонахождения. Государственные границы в этом случае упраздняются, расстояния сводятся к нулю, опоздания исключаются. Создается новая реальность информационной работы, в которой уже нет необходимости комплектовать, обрабатывать и хранить источники, как это делается с документами в их традиционном виде.

Возможность столь простого доступа к знаниям ощутимо снижает роль всех, вчера еще, казалось бы, незаменимых, посредников в системе документальных коммуникаций, в том числе и библиотек. Осознав возможности, выгоды и , главное, перспективы новой информационной среды, в информационную деятельность включаются совершенно иные субъекты, а ее сторожилы срочно модернизируют формы деятельности, дабы укрепить позиции в изменившихся условиях.

Издательские дома активно осваивают не только рекламу, но и продажу своей продукции через глобальные сети (что, кстати, является чувствительным ударом по книжной торговле). При этом потребителю не обязательно приобретать все издания в целом, порой выгоднее и дешевле приобрести лишь одну главу из книги или статью из журнала. В этом случае копия затребованного фрагмента высылается по факсу или же обычной почтой, причем срок доставки по факсу может не превышать одного часа.

Несколько иным способом действует издатели периодики, предоставляющие в Интернет доступ непосредственно к электронным версиям известнейших газет, журналов и сборников за соответствующую плату. Электронный вариант, как правило, содержит практически идентичное печатному оформление и появляется на сервере одновременно или даже раньше бумажных аналогов.

Весьма активно ведет себя совершенно новая категория участников системы информационных коммуникаций. Это сервер-провайдеры (в большинстве коммерческие фирмы), обеспечивающие техническое подключение пользователей к Интернет. Каждый провайдер, стремясь сделать сой сервер наиболее привлекательным, неминуемо приходит к необходимости размещения на нем сведений, которые могут заинтересовать потенциальных клиентов. Начиная с прогнозов погоды, перечня местных достопримечательностей, расписаний поездов и самолетов, некоторые провайдеры переходят к развитию более фундаментальных информационных услуг. Например, создают базы данных о наличии лекарств в аптеках региона, различного рода справочники («желтые» и «белые» страницы), регулярно обновляемые кино- и театрально-концертные афиши городов и т.д.

Наконец, в Интернет появляются и все настойчивее заявляют о себе коммерческие информационные службы, совершенно справедливо рассматривающие информационную работу как вид предпринимательской деятельности. Свою продукцию в сети предлагают владельцы авторитетнейших баз данных различного профиля и крупнейших энциклопедических изданий. Очень интенсивно развиваются специальные формы, занимающиеся поддержкой на своих серверах электронных версий одновременно целого ряда периодических изданий, предоставляя платный доступ к полным текстам статей и иллюстрациям. При этом пользователям предлагаются как свежие выпуски, так и тщательно ведущиеся архивы за прошлые месяцы и годы. Например, российский сервер «Гарант-Парк» поддерживает электронные версии более чем 20 ведущих российских газет и журналов.

Таким образом Интернет формирует огромный информационный потенциал, который, помимо разнообразнейших сведений в специфической электронной форме, включает огромное число источников, работа с которым традиционно относилась к ведению библиотек. Ключевое же значение в данном случае приобретает тот факт, что потенциальному потребителю уже нет надобности обязательно отправляться в библиотеку, дабы обрести необходимые сведения.

В сложившейся ситуации библиотеки перестают быть единственным фондодержателем, теряют монополию на владение информацией в систематизированном виде. Именно в этом заключается главная проблема, создаваемая новой информационной средой для библиотеки как общественного института. С развитием сети вширь и вглубь все более весомая доля информационных ресурсов перемещается в виртуальную сферу, совершенствуются способы создания, доставки и оплаты электронных источников, и, следовательно увеличивается общее социальное значение информационного потенциала Интернет. Параллельно с этим происходит снижение роли библиотеки как учреждения, выполняющего посреднические функции между информацией (прежде всего в документальной форме) и ее потребителями. У общества появляется возможность выбора между обращением в реальную библиотеку или обращением в виртуальным ресурсам сетей. И поскольку получение данных из Интернета зачастую сопряжено с неизмеримо меньшим затратами времени и сил, выбор все чаще будет делаться в свою пользу. Спрос же на традиционные библиотечные ресурсы будет снижаться, и соответственно будет падать авторитет библиотеки в обществе, а с ним и размеры сумм, отпускаемые на ее финансирование.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту