рефераты по менеджменту

ЦБС «Кунцево» Новая стратегия и новые возможности библиотечной деятельности

Страница
4

- Оптимальная себестоимость деятельности;

- Механизм ценообразования (калькулирование цен) на дополнительные услуги и обслуживание (применительно к некоммерческим организациям);

- Экономико-Правовые акценты договорных взаимоотношений с партнерами;

- Оценка качества, ваделение индикаторов и контроль качественных параметров библиотечной работы;

- Экономическая защита библиотечного фонда;

- Эффективность функционирования библиотеки;

- Экономические методы стимулирования труда библиотечного персонала./11, с 6/

Для библиотек в условиях ограниченных ассигнований и нарастоящей инфляции необходимо не только активно внедрять прогрессивные модели хозяйственной деятельности, но и обоснованно планировать ожидаемые бюджетные и внебюджетные поступления, просчитывать возможные варианты их рационального распределения./5, с 16/

Необходимые средства на развитие библиотечной сферы начнут направляться тогда, когда все, их распределяющие, поймут, что библиотека есть прежде всего не очаг духовности, не кульпросвет, не приятное напоминание о детстве, а ворота в мир знаний, неиссякаемый источник интеллекта, без которого Россию и не понять, и не преобразовать./12, с 62/

В приложении 1 можно увидеть распределение единого фонда финансовых средств.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА И МОТИВАЦИЯ ПЕРСОНАЛА.

Кардинальные изменения, которые происходят в содержании, формах и методах библиотечной деятельности – переход информационной технологии, использование экономических методов управления, участие в них трудового коллектива – требуют формирования работника нового типа, с высоким уровнем профессинализма, с новым профессиональным мышлением и предопределяет формирование иной кадровой структуры ЦБС.

Ведущими направлениями кадровой политики являются:

-Более эффективное использование кадров в условиях освоения библиотечно-информационных технологий с учетом новых квалификационных требований, применение метода ротации кадров.

-Расширение программы повышения квалификации библиотечных работников с учетом дифференциации библиотечных специальностей и обязательности базовых знаний.

-Совершенствование форм аттестации, разработка новых критериев оценки труда и материального стимулирования.

В связи с этим перед администрацией ЦБС и руководителями структурных подразделений стоят следующие задачи:

-Внедрить модели новых структурных подразделений – отдела регионального и международного сотрудничества; отдела автоматизации библиотечных процессов.

-Разработать новые документы о кадровом составе и должностные инструкции.

-Решить проблему недоукомплектования кадрами в библиотеках. Активизировать работу с профессиональными учебными заведениями по привлечению молодых специалистов.

-Выявлять резерв на выдвижение библиотечных работников на вышестоящие должности и организовывать их обучение по теории и практике менеджмента.

В успешном осуществлении кадровой политики важную роль играет мотивация персонала, обеспечение эмоциональной привязанности к учреждению, заинтересованность в улучшении качества в реформе библиотечного дела.

С этой целью предусматривается предоставлять возможность инициативы библиотечных работников, создавать действенные экономические стимулы повышения производительности и качества труда (материальные поощрения, доплаты к основным окладам, оказание материальной помощи, улучшение условий труда и быта сотрудников)./5, с 17/

Базовые нормативно-правовые документы, регламентирующие взаимоотношения библиотеки и пользователя, библиотеки и государства.

Сегодня библиотеки России нередко сталкиваются с отсутствием серьезного понимания со стороны местных структур власти и общественной поддержки. Их проблемы накапливались многие годы, так как развитие библиотечного дела в целом носило экстенсивный характер: увеличивалось число сетевых единиц (соответственно росли показатели, характеризующие «самую читающую страну»). Результатом этого процесса в настоящее время является чрезмерно развитая сеть библиотек с низкими возможностями обслуживания населения, что относится прежде всего к состоянию сельских библиотек. Они переживают кризис.

Что озночает сочетание «низкие возможности» библиотек? Кто определяет сегодня уровень этих возможностей? В одном из выступлений на Всероссийском совещании в г. Кемерово (октябрь 1997 г.) отмечалось : «Читатель уже сегодня в большинстве случаев имеет хорошие навыки работы с компьютерами, в будущем таких читателей будет подавляющее большинство, и традиционная библиотека вряд ли их привлечет». Компьютер хотя и важный элемент современной библиотеки, но далеко не единственный. Выполнение библиотекой обязанностей по отношению к обществу прямо связано с качеством библиотечных услуг, которые, как известно, осуществляются только благодаря использованию ресурсов: информативного фонда, обученного персонала, здания, оборудованных помещений, достаточных финансовых средств. При этом качество обслуживания должно быть гарантировано всем членам общества без различия. Таким образом, новая социальная и общественная роль библиотек предъявляет принципиально новые требования как к условиям, так и к результатам их деятельности.

Процесс муниципализации, формирования институтов местного самоуправления по-новому высвечивает проблемы библиотек муниципальных образований. Теперь библиотеки являются собственностью муниципальных образований в лице органов местного самоуправления, чей долг – грамотно и эффективно использовать эту собственность в интерессах местных сообществ. Само по себе число библиотек (сетевых единиц), хотя бы и значительное или даже чрезмерное, оказывается сегодня недостаточным показателем их ценности, так как определяет только доступность. Требуется обеспечить интеллектуальную, информационную, психологическую доступность библиотек. Для этого необходимо менять (а вернее, вырабатывать) политику формирования библиотечных ресурсов, осваивать современные технологии производства и предоставления библиотечных услуг в соответствии с международными требованиями. Эта задача в равной степени должна решаться как ответственными за это органами местного самоуправления, так и профессиональными работниками, руководителями библиотек. Понятно, что содержать сегодня обширную, но слабомощную сеть на достойном уровне просто невозможно. /4, с 11-19./

Единая государственная политика в области библиотечного дела – это идеал, к которому должны стремиться все общество, все органы государственной и муниципальной власти, все негосударственные структуры, наконец, сами библиотеки. Путь к достижению этого идеала и есть путь к национальному согласию, который пролегает через всеобщий свободный доступ к знаниям и информации, и здесь огромная роль принадлежит библиотекам.

Библиотечная политика в демократической стране с децентрализованными властью, управлением и финансами возможна только при условии наличия высокого уважения общества к библиотекам, понимания всем обществом той роли, которую они уже играют или в состоянии играть в развитии всего общества, всех его социальных групп и структур. Такое отношение общества к библиотекам возможно. Проявляется оно в разных странах в разное время, на определенном этапе их социально-экономического и политического развития вместе с пониманием демократии как лучшей и наиболее справедливой формы устройства общества, достижением высокого уровня развития экономики и, как следствие, высоким благосостоянием народа. В известной степени такое отношение достигнуто во многих развитых странах Запада. Проявлением такого отношения может служить получившее известность в России высказывание директора Библиотеки Конгресса США Джеймса Биллингтона: «Библиотеки у нас как религия» и Президента США Джорджа Буша: «Мощные, технически оснащенные американские библиотеки были и остаются залогом мирового лидерства США в экономике и демократии». Можно ли сегодня представить себе подобные признания в устах хотя бы кого-нибудь из российских политических и культурных лидеров? Один только академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в последнее десятилетие неустанно, но все тише, повторял, что «библиотеки – это основа культуры», но многими ли он был понят и услышан, кроме самих библиотекарей? Можно ли представить себе кого-то из наших политических лидеров, кто, не поперхнувшись, отдавая себе отчет в том, что говорит, произнесет: «Залогом возрождения России должны стать российские библиотеки»? К сожалению, нет. Надо надеяться, что пока нет. Нужно стремиться к тому, чтобы выдвигать и растить таких лидеров, которые в перспективе все-таки произнесут нечто подобное./12, с 64/

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту