рефераты по менеджменту

Социальное развитие предприятия на примере ЗАО ГК "Титан"

Страница
1

Введение

Методы социального управления в России подразделяются на экономические, юридические, социологические и социально-психологические; известную роль здесь также играют технико-технологические методы управления. Их роль и соотношение в разные исторические эпохи неодинаковы. Сейчас явно преобладают экономические и юридические методы, опирающиеся на иерархию власти и материальное стимулирование. Широкое распространение получили и внеэкономические методы и мотивация к труду.

В условиях применения экономических методов управления работник предприятия выступает в качестве человека, стремящегося к удовлетворению своих потребностей и строящего стратегию своего поведения лишь в зависимости от перспективы получения материальных благ.

В условиях более широкого осуществления социологических и социально-психологических методов работник рассматривается как целостная личность. То есть, эти методы опираются на учёт, развитие и удовлетворение потребностей мотивации к труду и достижение оптимального сочетания индивидуальных, групповых и общественных интересов.

Специфической особенностью социологических и социально-психологических методов управления является перемещение акцента на субъективный фактор, на индивидуальные характеристики отдельных работников, в том числе структуры потребностей, мотивов деятельности, ценностных ориентаций и установок, путём целенаправленного преобразования предметной духовной среды [31, c. 110].

Основную цель социального развития на предприятии, в социологическом аспекте можно представить двояко [23, c. 75]:

1. повышение экономической эффективности производства;

2. создание необходимых условий для оптимального сочетания индивидуальных, групповых и общественных интересов, для развития личности работника, формирования и развития здорового образа жизни.

При этом следует подчеркнуть, что реально такого раздвоения не существует, ибо экономический и социальный эффект теснейшим образом между собой переплетены и взаимообусловлены.

Решение этой проблемы может быть более успешным при условии обеспечения тесной связи между целями и задачами, которые ставит перед собой предприятие и целями и задачами, которые лично себе ставят работники – с другой, т.е. при условии преодоления социальных проблем.

Профсоюзы отмечают, что появились признаки «стабилизации в ряде отраслей экономики, стала возрастать реальная заработная плата, «сдвинулся с мертвой точки» минимальный размер оплаты труда и развернулась дискуссия о скорости приближения МРОТ к прожиточному минимуму [11, c. 7]. Несколько повысилась зарплата работников бюджетной сферы. Определенные позитивные изменения породили надежды на лучшее будущее, коррекцию реформ в сторону их социальной ориентации, в интересах трудящихся. Благо, для этого складывались благоприятные условия. К сожалению, надежды были обмануты. В «Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2008 года» был провозглашен и по сей день проводится стратегический курс, ориентированный не на «повышение уровня жизни населения», «развитие человеческого капитала», как прокламировалось, а на социальный демонтаж, наступление на права и интересы людей труда. Социальные реформы, осуществляемые внерыночными методами, не обеспеченные достаточно стабильным экономическим ростом и необходимыми финансовыми ресурсами, представляют собой очередной этап развития радикал-либеральной «шоковой терапии» с весьма тяжелыми последствиями, на что указывают многие авторитетные эксперты. Так, академик РАН О. Богомолов предостерегает, что «в результате монетизации льгот, перевода медицины, образования, жилищно-коммунальной сферы на коммерческие рельсы будет нищета. Это очень опасная тенденция в экономическом развитии, по существу, тупиковый путь» [17, c. 5].

Несмотря на некоторый рост заработной платы, уровень ее остается крайне низким. Треть населения страны живет на доходы ниже прожиточного минимума. Доходы почти половины российских граждан не достигают среднего потребительского бюджета. Неоднократно выдвигаемое профсоюзами требование установить минимальную заработную плату на уровне прожиточного минимума откладывается властями на неопределенное время. Желание властей ускорить жилищно-коммунальную реформу, которая, как и следовало ожидать, свелась к простом) повышению платы за жилье и коммунальные услуги, вызывает резкое возмущение населения. С июня 2001 неуклонно растут тарифы на жилищно-коммунальные услуги и в среднем по стране составил 53,9%, а рост доходов населения составил 22,7%.

Нежелание или неумение органов власти решать накопившиеся проблемы провоцирует работодателей на аналогичные действия. Появляется и растёт задолженность по заработной плате в организациях. Профсоюзы считают, что даже если виновниками несвоевременной выплаты заработной платы являются работодатели, свою долю ответственности за сложившееся положение должна нести и государственная власть. Именно она располагает такими средствами контроля за исполнением законов и принуждения, как прокуратура, Рострудинспекция, многочисленные силовые структуры, суды, которые способны при желании навести порядок.

В отличие от «наведения порядка» с выплатой заработной платы, «порядок» в области жилищно-коммунального хозяйства наводится быстро. Даже слишком быстро. Федеральное законодательство предусматривает переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг в 2008 году. Власти же ряда субъектов Российской Федерации под давлением федерального правительства ускорили ход «реформы», доведя размер оплаты коммунальных услуг населением до 80–100 процентов уже в 2002 году. Внесенный Правительством Российской Федерации в Государственную Думу законопроект о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», если он будет принят, резко ухудшит положение трудящихся.

Профсоюзы неоднократно отмечали, что реформы в области социального страхования противоречат интересам большинства трудящихся. Введение единого социального налога, регрессивной шкалы отчислений во внебюджетные социальные, фонды, сокращение тарифа в Фонд социального страхования Российской Федерации, фактическое свертывание системы обязательного социального страхования и переход на распределительное социальное обеспечение в зависимости от бюджетных возможностей привело к значительному падению уровня социальной защиты наемных работников и членов их семей. Реализация пенсионной реформы начата в условиях ограниченных возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации, вследствие чего новые пенсионные законы устанавливают замещение пенсией утраченного заработка на уровне не более одной трети, а предлагаемые проекты формирования профессиональных пенсионных систем резко снижают уровень льготного пенсионного обеспечения [25, c. 400].

Сведено на нет финансирование из средств Фонда социального страхования Российской Федерации частичной оплаты детских новогодних подарков, путевок в пансионаты, дома и базы отдыха, поддержки санаториев-профилакториев. Прекращено финансирование подготовки детских оздоровительных лагерей к летнему сезону, оплата путевок на оздоровление детей в период осенних, зимних и весенних каникул. Обеспечение трудящихся путевками на санаторно-курортное лечение и оздоровление в 2007 году стало в три раза ниже уровня 2006 года и в четыре раза – уровня прошлых лет. Введены ограничения на оплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, на выплаты по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту