рефераты по менеджменту

Социальное развитие предприятия на примере ЗАО ГК "Титан"

Страница
6

- соблюдения установленной квоты для трудоустройства инвалидов;

- трудоустройства определяемого органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления числа граждан, особо нуждающихся в социальной защите, или резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства таких граждан.

Предприятия взаимодействуют с государственными органами службы занятости населения. При принятии решения о ликвидации предприятия, сокращении численности или штата работников, возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом в органы службы занятости не позднее, чем за два месяца до на чала проведения соответствующих мероприятий. Он обязан указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника. Г.Г. Зайцев и С.И. Файбушевич предупреждают, что если решение о сокращении численности или штата работников предприятия может привести к массовому увольнению работников, то информация должна быть не позднее, чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий [13, c. 800]. Работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости: сведения о применении в отношении данного предприятия процедур о несостоятельности (банкротстве), информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов; информацию о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. При приеме на работу гражданина, направленного службой занятости, работодатель в пятидневный срок возвращает в службу занятости направление с указанием дня приема гражданина на работу. В случае отказа в приеме работодатель делает в направлении службы занятости отметку о дне явки гражданина, причине отказа в приеме на работу и возвращает направление гражданину.

В исследованиях А.С. Большакова и В.И. Михайлова мы наглядно видим, что основой политики занятости на предприятии является сохранение кадрового потенциала предприятия, прежде всего, там, где происходит значительное сокращение персонала. Ответственность за сохранение кадрового потенциала лежит на собственниках и руководителях предприятия. Сохраняются старые и создаются новые рабочие места, проводится обучение работников, осуществляется их социальная защита от безработицы. Сохранение кадрового потенциала тесно связано с проведением инвестиционной политики. Повышение уровня занятости возможно за счет привлечения инвестиций для создания рабочих мест и профессиональной подготовки кадров. Неэффективные рабочие места ликвидируются. Соглашаясь с мнением предыдущих исследователей П.В. Журавлев и др. убеждены, что решая социальные проблемы занятости, надо уметь адаптироваться к постоянно меняющимся условиям на рынке труда, использовать различные виды занятости, развивать мобильность внутри предприятия. Мотивация, стимулирование и вознаграждение труда персонала являются одним из направлений социальной политики на предприятии. Под мотивом понимается все то, что вызывает действия человека. Это могут быть как внешние, так и внутренние силы [12, c. 326].

Мотивация означает побуждение человека к действиям для достижения поставленных целей. Мотивация персонала – это стремление работников удовлетворить свои потребности посредством трудовой деятельности. Структура мотивации персонала включает следующие основные элементы. Потребности, которые работник хочет удовлетворить. Потребность – это нужда в чем-либо, необходимом для деятельности человека. Существуют биологические и социальные потребности. Биологическими являются потребности в воздухе, воде, пище, продолжении рода и др. Социальные потребности связаны с принадлежностью к человеческому роду, обществу, социальной общности и группе. Потребность в труде является социальной потребностью. Другие элементы мотивации – блага, способные удовлетворить потребности; трудовые действия, необходимые для получения благ; цена – издержки, связанные с осуществлением трудовых действий. В.И. Герчиков показал различные типы мотивации – инструментальная, профессиональная, патриотическая, хозяйская и люмпенизированная мотивация. При наличии инструментальной мотивации работа не является значимой ценностью для работника. Она рассматривается как источник заработной платы и других благ, которые работник получает в качестве вознаграждения за труд. Профессиональная мотивация означает, что работник ценит в работе ее содержание, возможность проявить себя. Он демонстрирует развитое профессиональное достоинство и самостоятельность в работе. Патриотическая мотивация основана на убеждении работника в своей необходимости для предприятия. Работник высоко ценит результативность общего дела и общественное признание своего участия в этом деле. Он готов взять дополнительную ответственность за результаты общего дела. При хозяйской мотивации работник добровольно принимает на себя ответственность за выполняемую работу, стремится к автономии, не терпит приказаний и контроля. Люмпенизированная мотивация связана с тем, что работник обладает слабой мотивацией к работе, не хочет повышать квалификацию. Он не проявляет активность, стремится сделать минимальными свои трудовые усилия.

Близким по содержанию понятию мотив является понятие «стимул». Отличие между ними состоит в том, что при мотивации работник хочет получить благо в процессе собственной трудовой деятельности. Стимулирование персонала связано с предоставлением работнику благ предприятием при осуществлении им эффективной трудовой деятельности. Цель стимулирования труда работника, как отмечает Л. Лукичева, заключается не в том, чтобы заставить его работать, а в том, чтобы побудить работника работать производительно, эффективно, качественно. Стимулы могут быть материальными и нематериальными. В свою очередь, материальные стимулы могут существовать в денежной форме – заработная плата, премии, бонусы и не денежной форме в виде путевок на лечение и отдых, транспортных услуг и т.д. Нематериальные стимулы связаны с возможностью карьеры, престижностью труда, наградами. Они могут быть социальными, моральными, творческими стимулами. Выделяют также такие виды стимулов, как принуждение, материальное и моральное поощрение, самоутверждение работника. Существует классификация стимулирования, в которой выделяются такие его виды, как материальные денежные, материальные не денежные (натуральные), моральные, организационные стимулы, забота о работнике (патернализм), участие работников в совладении и управлении. К материальным денежным стимулам относятся: переменная часть заработной платы, зависящая от результатов трудовой деятельности, доплаты и надбавки, целевые премии, повышение в должности. Материальные не денежные (натуральные стимулы) включают: жилье, автомобиль, гараж, стоянку, земельный участок, дачу, места в детских учреждениях, путевки в места лечения и отдыха, туристические путевки, диетическое питание, дефицитные товары, телефон, ссуды, кредит, право работы по совместительству, экскурсии и командировки по обмену опытом, ценные подарки, право приобретения на предприятии товаров и услуг, предоставление права пользования благами, находящихся в собственности предприятия, возможность перевода на другое предприятие, право сменить профессию на предприятии. Моральные стимулы могут быть индивидуальными и коллективными, официальными и неофициальными, позитивными и негативными. Организационные стимулы означают автономию в работе, самоконтроль качества и результатов работы, свободный распорядок работы и свободные от работы дни, дополнительное распоряжение ресурсами, контрактную форму найма. Забота о работниках (патернализм) связаны с опорой на неформальные отношения, использованием натуральных стимулов и социальных благ, преемственностью традиций, ориентацией на карьеру внутри предприятия. Участие в совладении основано на участии работника в прибыли и капитале. Участие в управлении включает полное и своевременное информирование работника, его участие в выработке и принятии решений

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту