рефераты по менеджменту

Психологические тесты как метод исследования

Страница
3

Тесты способностей

Тесты способностей – это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т.п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.

Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.

Тесты креативности - совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания как способностей, так и других качеств личности одновременно.

Социально-психологические тесты

Когда речь идет о применении метода текстов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает Г.М.Андреева, «никакой особой спецификации применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь».[3]

Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.

Социометрические тесты име6ют иную специфику. Социометрия, или «социальное измерение», как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж.Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена Е.С.Кузьмина, Я.Л.Коломинского, В.А.Ядова, И.П.Волкова и др.

С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. при изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.

Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.

Личностные тесты

Личностные тесты – это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. Условно личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся многофакторные личностные опросники, дающие разнообразную комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р.Кэттелла (16PF), Минесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (MMPI), некоторые личностные опросники Г.Айзенка и др. Ко второй группе относится проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе не определенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершить незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т.п. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др.).

Ниже рассматриваются личностные тестовые методики, которые нашли широкое применение в процессе научно-практической подготовки слушателей и студентов в таллиннском отделении Школы практической психологии.

Многофакторные личностные опросники. Многофакторные личностные опросники 16PF и MMPI связаны с именами создателей теории черт – Р.Кэттеллом, Г.Олпортом и Г.Айзенком. Р.Кэттеллом в процессе экспериментального исследования личности введен метод факторного анализа. Им выделен, описан и обследован ряд реально существующих факторов (черт) личности. В настоящее время созданная Р.Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса, жизненных наблюдений и самоанализа.

В процессе работы над сознанием многофакторного личностного опросника 16PF. Р.Кэттеллом выявил 16 различных личностных факторов. Каждый из них получил двойное название, характеризующее степень развитости – сильную и слабую.

Многофакторной личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив.

В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы по каждому из 105 вопросов. По окончании тестирования проводится подсчет баллов по каждому из 16 личностных факторов. В соответствии с полученными результатами вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.

Следует иметь в виду, что Р.Кэтеллом[4] были разработаны модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной модификацией является личностный опросник 16PF.

По мнению Р.Мейли, одного из сторонников теории черт, количество факторов (черт) может быть доведено по крайней мере до 33. Это будет необходимо и достаточно для полного психологического описания личности.

Среди других личностных опросников, широко применяемых на Западе для изучения личности, реализации типологического подхода в психологических исследованиях, следует отметить Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). разработкой этого опросника занимались С.Хатуэм, Дж.Маккинли, Г.Олпорт. Заслугой Г.Олпорта является выдвижение постулата об исключительности человека – каждый человек неповторим и индивидуален, является носителем своеобразного сочетания качеств и потребностей (черт). Набор этих черт составляет ядро личности, придает ей исключительность и неповторимость.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту