рефераты по менеджменту

Психологические тесты как метод исследования

Страница
2

7. Аддитивные тесты, предполагающие завершение фразы, рассказа и др. Среди этих тестов широко известен тест «Незаконченные предложения». Обследуемому предлагается ряд незаконченных предложений. По итогам завершения предложений судят об определенных потребностях, мотивах и чувствах индивида, о его отношении к будущему, характере взаимоотношений с родителями, друзьями и т.п.

Проективные тесты по предмету психодиагностики можно отнести к личностным тестам – психодиагностическим приемам, направленным на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида. О классификации тестов по предмету психодиагностики рассказано в следующей главе.

Следует оговориться, что единой системы классификации тестов психологической наукой к настоящему времени еще не выработано. Существует множество классификаций, разработанных на разных основаниях (по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемым; по объективности оценивая и т.п.). прежде всего для нас представляет интерес система тестов по предмету диагностирования, т.е. по тому качеству, которое оценивается с помощью предъявляемого теста. Исходя из этого, все тесты можно разделить на два больших класса: тесты достижений и собственно психологические тесты.

Кроме того, проективные тесты, о которых говорилось выше, входят в состав личностных тестов, а тесты креативности – в состав тестов способностей.

Тесты достижений

Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).

К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости, скорость принятия решений, быстроту смены настроения и т.п., следует подбирать такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют характеристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на основание той или иной профессии. Целесообразность использования тестов достижений в целях профориентаций молодежи здесь несомненна.

Психологические тесты

Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).

Интеллектуальные тесты

Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д.Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов – восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине[2] (включают здания, направленные на исследование широкого диапазона способностей – от простого манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. – Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию «интеллект» и рассчитывается по формуле:

IQ = Умственный возраст _ × 100.

Хронологический возраст

В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственно развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма «базового возраста» и поправочного коэффициента «К». Коэффициент «К» соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности. Умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 × 23 ≈ 1,1, что составляет около 110% («отличная» норма).

На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д.Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (табл. 1) нашла широкое применение как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.

Таблица 1.

КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д,ВЕКСЛЕРУ

IQ

Уровень интеллекта

Процент проявления

130 и выше

120-129

110-119

90-109

80-89

70-79

69 и ниже

Очень высокий интеллект

Высокий интеллект

«Отличная» норма

Уровень большинства лиц

Сниженная норма

Пограничный класс

Умственный дефект

2,2

6,7

16,1

50,0

16,1

6,7

2,2

В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев на может отражать действительное положение вещей. «Натаскивание» и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту