рефераты по менеджменту

Процесс создания и реализации проекта структуры менеджмента на предприятии

Страница
6

В настоящее время большинством западных фирм принята и используется новая парадигма планирования, основанная на системном и ситуационном подходах к управлению. Данная форма планирования получила название стратегического планирования. Идеи стратегического планирования и управления приняты и большинством предприятий отечественной экономики. Они в большей своей массе уже столкнулись с новыми угрозами и возможностями, а поэтому должны своевременно реагировать на угрозы и не упускать имеющиеся возможности. В стратегическом управлении планируется потенциал предприятия (на ситуационной основе) и его стратегия. Схематично суть и основные этапы стратегического планирования представлены на рисунке 1.1. В условиях внешней нестабильности возможен ряд стратегий, обеспечивающих успех деятельности предприятия. Пользуясь методом анализа отклонений от целей, предприятие выбирает ту стратегию, которая лучше всего отвечает его целям. Успех стратегии фирмы зависит от ее возможностей: функциональных (НИОКР, маркетинг, производство и др.) и общеуправленческих.

Выработка стратегии развития предприятия предполагает знание и использование основных принципов планирования и управления.

Принципы планирования определяют характер и содержание деятельности хозяйствующего субъекта. Правильное соблюдение принципов планирования создает предпосылки для эффективной работы предприятия и уменьшает возможность отрицательных результатов планирования.

Еще А. Фойль определил четыре основных принципа планирования, назвав их общими чертами хорошей программы действия. Это единство, непрерывность, гибкость, точность. Р. Акофф гораздо позже обосновал еще один ключевой принцип планирования - принцип участия.

Принцип единства предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие система означает:

- существование совокупности элементов;

- взаимосвязь между ними;

- наличие единого развития элементов системы, поведения, ориентированного на общие цели (то есть единства в рамках управленческой иерархии, например: организация в целом - подразделение - цех - бригада).

Координация плановой деятельности отдельных подразделений выражается в том, что деятельность ни одной организации нельзя планировать эффективно, если планирование не связано с плановой деятельностью отдельных единиц данного уровня. Таким образом, взаимосвязь и одновременность - главные черты координации планирования.

Принцип участия тесно связан с принципом единства. Принцип участия означает, что каждый член фирмы становится участником плановой деятельности, независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Каковы выгоды реализации принципа участия?

Во-первых, каждый из участников получает более глубокое понимание организации, знание различных сторон ее жизни.

Во-вторых, личное участие членов организации, в том числе рядовых работников, в процессе планирования приводит к тому, что планы организации становятся личными планами работающих, а участие в достижении целей организации приносит удовлетворение собственным потребностям работников. У каждого работника появляются новые мотивы к эффективному труду, укрепляется командный дух. При этом следует помнить, что нельзя заинтересовать в активной работе сотрудников только за счет денежного вознаграждения. Даже если этот метод поощрения дает на первых порах положительные результаты, то в последствии возможности его применения резко снизятся, так как финансовые ресурсы организации, особенно молодой, только пробуждающей себя в частном бизнесе, весьма ограничены. Поэтому, более целесообразным является активное вовлечение своих сотрудников в планирование деятельности предприятия и реализацию этих планов. Пусть каждый работник почувствует, что он вносит серьезный вклад в определение и решение основных задач своей организации, что его мнение уважают, что он несет высокую ответственность за решение деловых вопросов, тогда повышение производительности труда превратится в удовлетворение личных потребностей работников, потребностей в интересной, насыщенной и ответственной работе.

Смысл принципа непрерывности заключается в том, что процесс планирования должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла. Неопределенность внешней среды и наличие непредусмотренных изменений делают необходимой постоянную корректировку ожиданий фирмы относительно внешних условий и соответствующее исправление, и уточнение планов.

Принцип гибкости взаимосвязан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникающими непредвиденными обстоятельствами. Для осуществления принципа гибкости планы составляют так, чтобы в них можно было вносить изменения, указывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями. Поэтому планы обычно содержат "резервы", иначе называемые надбавки безопасности. Однако существуют определенные пределы резервов планирования. Резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными. Слишком низкие пределы влекут за собой слишком частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы. С финансовой точки зрения обеспечение принципа гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень этих затрат должен соотноситься с вероятным будущим риском. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут оказаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их.

Принцип точности предполагает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы. Стратегическое, долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменения постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени и для отдельных подразделений организации, конкретность и проработка деталей должна стать обязательными чертами, поскольку такие планы являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, реализующих эти планы.

Внутрифирменное планирование как составная часть управления отличается большим разнообразием организационных форм. В фирмах с централизованным управлением производства планирование обычно также централизовано. Эта схема используется, как правило, в фирмах с небольшим числом предприятий одинакового или близкого производственного профиля.

В крупных децентрализованных корпорациях работа по перспективному планированию сосредоточена в производственных отделениях и производственных группах (см. рис. 1.2). Высшая администрация определяет лишь общее направление развития: размещение и структуру капиталовложений, общий объем производства и прибыли. Центральная плановая служба разрабатывает форму планов и доводит до отделений те ограничения, которые накладываются общекорпоративными целями (например, лимиты капиталовложений). Перенос центра тяжести в перспективном планировании на отделения объясняется их большой самостоятельностью и спецификой производства. Координацию и контроль за работой плановых служб отделений осуществляет центральная служба планирования. Таким образом, процесс планирования охватывает все уровни управления и создает предпосылки для обеспечения достижения целей корпорации. Результатом планирования является система планов долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных. В последнее время в практике отечественных предприятий широкое распространение получила такая форма современного планирования как бизнес-план. Остановимся более подробно на принципах составления и сферах применения бизнес-плана.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20  21  22  23  24  25  26 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту