Введение
В рыночной экономике российские предприятия функционируют в постоянно меняющейся экономической обстановке и в крайне нестабильных институциональных условиях. Для того чтобы выжить и адекватно реагировать на изменения рыночных условий, повысить устойчивость и адаптационную способность в удовлетворении потребительского спроса, преодолеть отставание в развитии техники и технологии, обеспечить высокое качество выпускаемой продукции, предприятия должны целенаправленно и планомерно проводить организационные изменения.
Эти положения имеют особое значение для малого бизнеса, поскольку в ходе реформирования экономической системы Российской Федерации практически вся промышленность перешла из государственной собственности - в акционерную (частную). [8, 181]
Актуальность темы обусловлена тем, что происходящие в стране процессы либерализации и регионализации экономики выдвигают перед малым бизнесом задачу приведения системы управления в соответствие с рыночными условиями.
Целью данной работы является разработка проекта системы управления предпринимательской организации на примере розничного магазина "Лилия" города Липецка. Поставленная цель определила содержание исследования, которое сводится к решению следующих взаимосвязанных задач:
определение "проблемного сценария";
формирование целевой системы управления;
проведение анализа и синтеза эффективной организационной структуры управления;
моделирование и оценка параметров организационной структуры;
оценка эффективности мероприятий по совершенствованию системы управления.
Объектом исследования является розничный магазин "Лилия" в городе Липецка.
Предметом исследования является процесс проектирования системы управления предприятия.
Методологической и теоретической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам совершенствования организации управления. В процессе исследования применялись методы: опроса, моментных наблюдений, экспертных оценок, моделирования, графический, расчетно-аналитический, а также системный подход.
Информационную базу составили нормативно-правовые акты Российской Федерации, статистические материалы Федеральной службы государственной статистики и территориального органа по Липецкой области, отчетные материалы предприятия, публикации в периодической печати, а также интернет-ресурсы.
Научная новизна работы состоит в разработке методических рекомендаций по совершенствованию проектирования системы управления на предприятиях розничной торговли.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы в деятельности розничных предприятий Липецкой области и других регионов Российской Федерации в процессе совершенствования систем управления.
Объектом проектирования является розничный магазин "Лилия". Организационно - правовая форма - ПБОЮЛ (предприятие без организации юридического лица). Данная организация является представителем малого бизнеса с общим количеством человек 11 человек. Магазин специализируется на продаже бытовой химии, подарков и других промышленных товаров.
Организационно-правовая основа магазина - ПБОЮЛ. Вид деятельности - розничная продажа промышленных товаров. Численность персонала - 11 человек, аппарат управления состоит из 2 человек: директора и бухгалтера. Организационная структура представлена на рисунке 1.
![]()  |  
Объем продаж за 2007 год составил 12 387 390 тыс. руб., что на 13% больше чем в 2006 году и на 21% больше чем в 2005 году. Прибыль в 2007 году увеличилась на 10% по сравнению с предыдущим годом. Основные показатели хозяйственной деятельности представлены в таблице 1 и 2. [7, 288]
Таблица 1.
Структура активов и пассивов в динамике за 2005-2007 годы.
|  
 Актив  |   
 01.01.05  |   
 01.01.06  |   
 абс. откл.  |   
 01.01.07  |   
 абс. откл.  |  
|  
 Внеоборотные активы  |   
 8 538  |   
 26 716  |   
 18 178  |   
 27 663  |   
 19 125  |  
|  
 в% к итогу  |   
 24,7%  |   
 28,0%  |   
 21,8%  |  ||
|  
 в% к началу периода  |   
 312,9%  |   
 324,0%  |  |||
|  
 Материально-производственные запасы  |   
 22 347  |   
 56 926  |   
 34 579  |   
 83 257  |   
 60 910  |  
|  
 в% к итогу  |   
 64,6%  |   
 59,8%  |   
 65,6%  |  ||
|  
 в% к началу периода  |   
 254,7%  |   
 372,6%  |  |||
|  
 Ликвидные активы  |   
 3 699  |   
 11 616  |   
 7 917  |   
 15 987  |   
 12 288  |  
|  
 в% к итогу  |   
 10,7%  |   
 12,2%  |   
 12,6%  |  ||
|  
 в% к началу периода  |   
 314,0%  |   
 432,2%  |  |||
|  
 ИТОГО имущества  |   
 34 584  |   
 95 258  |   
 60 674  |   
 126 907  |   
 92 323  |  
|  
 Пассив  |  |||||
|  
 Краткосрочные обязательства  |   
 26 793  |   
 43 699  |   
 16 906  |   
 70 627  |   
 43 834  |  
|  
 в% к итогу  |   
 77,5%  |   
 45,9%  |   
 55,7%  |  ||
|  
 в% к началу периода  |   
 163,1%  |   
 263,6%  |  |||
|  
 Долгосрочные обязательства  |   
 0  |   
 0  |   
 0  |   
 0  |   
 0  |  
|  
 Собственный капитал  |   
 7 791  |   
 51 559  |   
 43 768  |   
 56 280  |   
 48 489  |  
|  
 в% к итогу  |   
 22,5%  |   
 54,1%  |   
 44,3%  |  ||
|  
 в% к началу периода  |   
 661,8%  |   
 722,4%  |  |||
|  
 ИТОГО источников имущества  |   
 34 584  |   
 95 258  |   
 60 674  |   
 126 907  |   
 92 323  |  
|  
 в% к началу периода  |   
 275,4%  |   
 367,0%  |  |||
|  
 Собственные оборотные средства  |   
 -747  |   
 24 843  |   
 28 617  |