рефераты по менеджменту

Основы менеджмента

Страница
15

Поиску альтернатив должен предшествовать этап определения критериев успешного решения. Это помогает избежать многих ошибок, проявляющихся позже.

По мнению многих специалистов, данный этап начинается с определения критериев двух типов: критерий «мы должны» и критерий мы хотим». В целом определение данных критериев на ранних этапах процесса принятия решения вынуждает менеджера думать о том, каким будет лучшее решение.

Общая характеристика стратегического управления. Среда фирмы и методы её анализа

Любая организация находится и функционирует в среде. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может также быть и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям.

Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление как о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда, и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и при их достижении.

Принятие управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Стадия выработки решения

Стадия выработки решения состоит из этапов разработки, оценки и выбора альтернатив. Как только определены факторы, oграничивающие решение, менеджер может начинать работу по поиску альтернатив или возможных направлений действия для решения проблемы. Возникают новые, уникальные проблемы. Существует много методов творческого поиска альтернатив: так называемая «мозговая атака» выдвижения предложений; групповой анализ ситуации; причинно- следственная диаграмма; карта мнений.

Приводимые ниже шесть шагов могут сделать поиск альтернатив более творческим:

• мотивация на поиск;

• предоставление большего количества информации, позволяющей всесторонне и глубже познать проблему;

• свободное обсуждение и допущение любых идей по решению проблемы;

• создание условий для озарения;

• опробование идеи другими людьми на предмет ее соответствия установленным критериям.

Оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон рассматриваемых альтернатив и установление между ними некоего уровня компромисса. Для этого используются как количественные, так и качественные, или неосязаемые, измерители. Последние в основном порождаются отношениями между различными силами, участвующими в решении проблемы. В практике управления широко используются такие методы, как критериальное уравнение Кепнера — Трегое; платежная матрица; дерево целей, или решений.

Выбор альтернативы является своего рода вершиной в процессе принятия решения. Многие не любят этот этап, так как в ходе данного этапа принимающий решение вынужден брать на себя определенные обязательства по будущему курсу действий. При выборе альтернативы могут использоваться три подхода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ.

Привлечение прошлого опыта является наиболее используемым подходом в выборе альтернативы. Чем выше ровень руководства, тем больше требуется опыта. В определенной степени опыт вырабатывает у руководителя умения и навыки принятия правильных решений.

Эксперимент как метод выбора альтернативы основан на том, что берется одна или несколько альтернатив и они апробируются на практике с целью определения того, что же может произойти. Эксперимент широко используется в науке. Эксперимент также широко используется в маркетинговых решениях. Считается, что наиболее общим и наиболее эффективным методом отбора альтернатив является проведение исследований и анализа. Этот метод предусматривает решение проблемы на основе поиска взаимосвязей между наиболее важными ее переменными, ограничениями и основами, которые рассматриваются по отношению к поставленным целям. Данный метод также предусматривает разложение проблемы на части и изучение каждой из них.

Общая характеристика стратегического управления. Видение, миссия, цели организации. «Дерево» целей фирмы

Организация не может функционировать без целевых ориентиров. Целевое начало в деятельности организации задаётся в первую очередь тем, что её деятельность находится под влиянием интересов различных групп людей. Целевое начало в функционировании организации отражает интересы таких групп или совокупностей людей, как собственники орг-ции, сотрудники орг-ции, покупатели, деловые партнёры, местное сообщество и общество в целом.

Выделяются две основные составляющие целевого начала в деятельности орг-ции: миссия и цели. Миссия может пониматься в широком смысле как философия, смысл существования орг-ции, и в узком – как сформулированное, достаточно детализированное утверждение относительно того, для чего существует орг-ция. Хорошо сформулированная миссия включает в себя описание ориентиров, сферы деятельности, философии орг-ции, возможностей и способов осуществления деятельности, а также желательного имиджа орг-ции.

Цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

Цели орг-ции описывают конкретное состояние отдельных параметров, которых она желала бы добиться через определённый промежуток времени. Цели бывают долгосрочными и краткосрочными. Цели различаются также по сферам жизнедеятельности орг-ции и уровням иерархии. Цели должны отвечать некоторым обязательным требованиям. Они должны быть достижимыми, гибкими, измерительными, конкретными, совместимыми и приемлемыми.

Установление целей предполагает прохождение четырёх фаз: 1) выявление и анализ тенденций, наблюдаемых в окружении; 2) установление общих для орг-ции целей; 3) построение иерархии целей и 4) установление индивидуальных целей.

Принятие управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений. Стадия выполнения решения

Завершающая стадия — это выполнение решения. Она состоит из организации выполнения решения, анализа и контроля выполнения. Наиболее распространенной ошибкой менеджеров является предположение, что если выбор в отношении решения сделан, то решение обязательно будет выполнено.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту