рефераты по менеджменту

Коммерческая тайна и ее засекречивание

Страница
1

Введение

Проблема засекречивания информации и определения степени секретности сведений, документов, изделий и работ является одной из стержневых во всей деятельности по защите информации. Она имеет большое государственное значение, предопределяет методологию и методику защиты информации, объем работы по ее защите и другие обстоятельства, связанные с деятельностью государственных органов, предприятий и организаций в этой области. Правила засекречивания информации определяют в конечном счете политику государства в области защиты секретов. Этим и объясняется, что перечни сведений, составляющих государственную тайну, утверждаются у нас в стране на самом высоком уровне. В них находит отражение концепция руководства страны в области защиты государственных секретов.

В Законе РФ «О государственной тайне» решены вопросы в области защиты информации: во-первых, определены полномочия органов и должностных лиц в области защиты государственной тайны, и прежде всего в области засекречивания информации; во-вторых, выделены категории сведений, составляющих государственную тайну и требующих защиты, принципы и критерии засекречивания информации; в-третьих; определен порядок допуска граждан и предприятий к работе с секретной информацией.

При рассмотрении проблемы принятия решения о целесообразности или нецелесообразности засекречивания информации, следует учитывать множество факторов, которые в конечном счете определяют ту меру, когда из несекретной ее следует сделать секретной, т.е. засекретить. При этом в основу решения о засекречивании информации должны быть положены общественно-политические, оборонные, экономические и иные интересы личности, общества и государства.

Множественность влияющих факторов находит свое выражение в принципах засекречивания информации. В нормативных актах Российской Федерации сформулированы основные принципы, которые следует учитывать при принятии решения о засекречивании информации.

По Закону РФ «О государственной тайне» правом утверждать перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также перечень должностных лиц органов государственной власти и управления, имеющих эти полномочия, наделен Президент РФ.

Коммерческая тайна

В условиях развития рыночной экономики и усиления конкуренции на рынке товаров и услуг очень важное значение занимает информация. Она представляет собой сведения о лицах, вещах, предметах, событиях, явлениях, процессах, услугах, результатах интеллектуальной деятельности независимо от формы их представления. Объем ее очень велик, что делает ее первейшим условием работы с информацией вообще и правового регулирования, в частности, классификацию информационных процессов.

Классификация информации проводится в зависимости от цели ее освоения по различным критериям. С точки зрения правового регулирования важнейшим из них является доступность информации.

Информационные ресурсы являются объектами собственности лиц, которые их создали, приобрели на законном основании, получили в порядке наследования или дарения.

По общему правилу, государственные информационные ресурсы РФ являются общедоступными и открытыми.

Из этого правила об открытости и доступности информации существует исключение – это документированная информация, отнесенная законом к категории ограниченного доступа. Она подразделяется на государственную тайну и конфиденциальную. Ст. 139 ГК РФ к объектам гражданских прав, содержащих конфиденциальную информацию, отнесла служебную и коммерческую тайну. Тайна – один из важнейших институтов, определяющих соотношение интересов личности и государства, частного и публичного права, основания и пределы вмешательства государства в негосударственную сферу, степень информационной защищенности.

Тайна – это сфера объективной реальности, скрытая от нашего восприятия, либо понимания. С одной стороны, это все то, что на данный момент создано человеческим интеллектом, с другой – это нечто известное, но с определенной целью скрываемое от других людей.

На данный момент понятия коммерческой и служебной тайны объединены ст. 139 ГК РФ, хотя обладателем и той и другой тайны может быть одно лицо.

Исходя из определения коммерческой тайны, можно сказать, что это научно-техническая, коммерческая, организационная и другая информация, используемая в предпринимательской деятельности, обладающая реальной и потенциальной экономической ценностью.

Можно сделать вывод – это то, что можно продать или купить и, самое важное, не всегда законным путем. Но случается и такое. И в данный момент возникает вопрос о защите подобной информации.

Законодатель, ища пути решения этой проблемы, разрешил относить такую информацию к режиму коммерческой тайны. Но тут важно знать предел тех сведений, которые могут быть отнесены к данному режиму. Исходя из самой природы коммерческой тайны ошибочно было бы говорить о применении принципа «запрещено все, что не позволено». Предприниматель или хозяйствующий субъект сам определяет круг сведений, которые он хотел бы сохранить в режиме секретности.

Серьезным вопросом, требующим четкого правового регулирования, представляется реализация механизма защиты коммерческой тайны при передаче такой информации в органы государственной власти и местного самоуправления.

Особое внимание следует уделять режиму доступа, обращения и хранения по отношению к данным сведениям, но кроме того, предусмотреть ответственность в случае разглашения или утраты.

В данном случае возникает другой институт тайны – служебной. Она связана с деятельностью государственных органов и органов местного самоуправления и носит не коммерческий интерес, а государственный.

Институт служебной тайны создан с целью обеспечения безопасности государства в частности, и общества в целом. Однако тут возникают две взаимосвязанные проблемы.

Одна состоит в том, что при осуществлении своих обязанностей, нередко складываются конфликтные ситуации. Хозяйствующие субъекты, пользуясь предоставленным им правом, подчас относят к коммерческой тайне чуть ли не все сведения о своей организации.

Вторая проблема – это запрещение разглашать тайну, ставшую известной некоторым лицам при выполнении своих профессиональных функций.

Помимо способов защиты, предусмотренных самим хозяйствующих субъектом, необходимо создать уровень защиты со стороны государства.

При определении перечня сведений, подлежащих защите с помощью режима коммерческой тайны, необходимо учесть, что всякая тайна есть секрет, но не всякий секрет есть тайна.

Одной из самых распространенных категорий сведений, которым может придаваться статус коммерческой тайны, являются производственные секреты («ноу-хау»). Именно такие сведения в конечном итоге позволяют осуществлять прорыв на товарном рынке тому или иному субъекту предпринимательской деятельности, но тут важно знать, что идеи, замыслы, хотя бы и высказанные вслух, под режим коммерческой тайны не попадают.

Как только идея созреет до практического применения, технической задачи и будет зафиксирована, возникает информация, которая может быть охраняемой коммерческой тайной.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту