рефераты по менеджменту

Коммерческая тайна и ее засекречивание

Страница
3

В рамках программно-целевого подхода к засекречиванию информации по конкретной проблеме, могут быть выделены группы секретов, составляющих: государственную тайну; научно-техническую и технологическую тайну; коммерческую тайну.

Режимное обеспечение такой программы должно начинаться с момента зарождения идеи и выдвижения ее на конкурс, а после утверждения вся наличная информация, и создаваемая вновь в процессе работы над проблемой разделяется по видам тайны, устанавливаются сроки засекречивания по каждому из видов секретной информации, а также определяется возможность ее использования в коммерческо-предпринимательской деятельности.

Организационно-правовые формы засекречивания информации, отнесенной к коммерческой тайне

Засекречивание коммерческой информации несколько отличается от засекречивания сведений, относимых к государственной тайне. Каждое предприятие решает эту проблему самостоятельно, исходя из действующего законодательства и своих собственных интересов и возможностей. Однако к настоящему времени практикой выработаны общие рекомендации, которые могут быть полезны любому предприятию, решающему проблему засекречивания своей коммерческой информации.

Предлагается следующий комплекс мероприятий, проводимых на предприятии по определению сведений, являющихся коммерческой тайной.

1. Выделяется ответственный за эту работу – один из руководителей предприятия (например, заместитель руководителя по коммерции или маркетингу), который совместно со службой безопасности. (СБ) организует и осуществляет весь, комплекс работ.

2. Создается комиссия из числа квалифицированных специалистов ведущих структурных подразделений, которая будет выполнять экспертные функции.

3. Вырабатывается первоначальный вариант Перечня сведений, составляющих коммерческую тайну предприятия, членами созданной выше комиссии с привлечением руководителей и специалистов таких структурных подразделений, как патентно-лицензионного, финансового, занимающихся рекламой и сбытом продукции и др.

4: Анализируются поступившие предложения, и готовится окончательный вариант Перечня сведений.

5. Перечень утверждается руководителем предприятия и доводится до исполнителей в полном объеме или в части их касающейся.

В подготовленном и утвержденном Перечне целесообразно указывать степень конфиденциальности коммерческой информации и на какой срок она засекречивается (в тех случаях; когда это возможно определить), в том числе следует указать условия, с наступлением которых информация рассекречивается.

На каждом предприятии в качестве коммерческой тайны засекречивается различная информация. И это вполне естественно. Однако можно выделить три группы сведений, по которым возможно засекречивание информации и отнесение ее к коммерческой тайне предприятия:

1. Сведения стратегического характера:

– планы развития производства, в том числе с применением новых технологий, открытий и т.п.;

– причины, сдерживающие развитие предприятия, " трудности и возможные пути их преодоления и т.п.;

2. Технологическая и научно-техническая информация, лежащая в основе производства предприятием конкурентоспособной продукции; разработка технологий и новых видов продукции с учетом потребностей рынка и т.д.

3. Деловая информация:

– о торговых и деловых партнерах, клиентах, посредниках, поставщиках и т.д.;

– об условиях контрактов, соглашений, договоров и др.;

– о состоянии кредитно-финансовой системы предприятия;

– маркетинговая информация и т.д.

При решений вопроса о включений или невключении тех или иных сведений в Перечень, учитывается ряд факторов; Которые можно рассматривать в качестве критериев отбора информации. Основными из них будут:

оценка возможного ущерба предприятию при разглашении (утечке) рассматриваемых сведений/ Ущерб может быть:

– экономическим (стоимостным, выраженным в определеной сумме);

– в виде утраты предприятием своего выгодного положения на рынке;

– в виде осложнения отношений с деловыми партнерами, клиентами, ухудшающими положение предприятия и т.д.;

проверка того, что рассматриваемые сведения не являются. общеизвестными или общедоступными на законных основаниях. Не подлежат отнесению к категории коммерческой тайны сведения стратегического характера, передаваемые в соответствующие государственные органы, сведения научно-технического, характера: после их открытого опубликования;

проверка того, что предприятие сможет осуществить надлежащие меры по сохранению конфиденциальности рассматриваемых, сведений; Засекречивание информации всегда влечет наступление определенных отрицательных последствий для предприятия:, затраты на защиту засекреченной информации; некоторые потери от вводимых ограничений на пользование конфиденциальной информацией; не владение предприятием данными о возможном наличии подобной информации у конкурентов;

учет всех ограничений на засекречивание информации, вводимых законодательными и другими нормативными актами, в частности, введенных постановлением Правительства РФ №35 от 5 декабря 1991 г., в первую очередь сведения о загрязнении окружающей среды, о выпуске продукции, причиняющей вред здоровью населения, о нарушении законов и др.

Рассекречивание информации

Степень секретности и конфиденциальности информации, отображенной в документах, изделиях и т.д., со временем не остается постоянной. Она обычно уменьшается реже (например, документы представляют историческую и иную ценность) – она может увеличиваться. Изменению, степени, секретности и конфиденциальности информации могут способствовать и объективные факторы. Поэтому степень секретности информаций периодически должна пересматриваться. При этом она может быть увеличена, снижена до фактической, или же рассекречена вообще.

Рассекречивание конфиденциальной и, секретной информации, работ, документов, изделий – это деятельность предприятий по снятию (частичному или, полному) ограничений на доступ к ранее засекреченной информации, на доступ к ее носителям; вызываемая требованиями законов и объективными факторами: изменением международной и внутригосударственной обстановки, появлением более, совершенных видов определенной техники, снятием изделий с производства, передачей (продажей) – научно-технических решений оборонного характера в. народное хозяйство, продажей изделий за границу и т.д., а также взятием государством на себя международных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственную Тайну.

Информация должна оставаться секретной или конфиденциальной лишь до тех пор, пока этого требуют интересы национальной безопасности или конкурентной и коммерческой деятельности предприятия.

В связи с принятием Закона РФ «О государственной тайне» значительно упрощен существовавший ранее в стране порядок рассекречивания информации. Для сравнения в США в соответствии с указом Президента США от 2 апреля 1982 г. информация должна быть рассекречена или установленный на ней гриф секретности должен быть понижен сразу же, как только это позволят соображения национальной безопасности. Ведомства должны координировать свою проверку засекреченной информации с другими ведомствами, имеющими прямой интерес к данному вопросу.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту