Ролевой репертуар человека предопределен свойствами личности, но не фатально, и в большей степени зависит от особенностей среды, в которой приходится работать. Зрелые личности обладают способностью в ответ на требования конкретных ситуаций исполнять разные командные роли. В этом проявляется важное для успешной карьеры качество человека - адаптивность. В целом наиболее сильные роли человека (обычно две-три) - это те, которые больше всего ценят в нем окружающие.
Исследование проводилось на базе предприятия. Штатное расписание предприятия и схема функциональных взаимосвязей приведены в Приложении 1.
Диапазон моделей поведения, полезных для работы в команде, ограничен. В результате многолетних исследований были выделены всего несколько устойчивых типов поведения - командных ролей (табл. 1). С помощью теории ролей можно прогнозировать, какой вклад может внести данный человек в работу команды. Знание командных ролей друг друга улучшает взаимопонимание членов команды и позволяет оправдать взаимные ожидания. Разочарований становится меньше.
Таблица 1 Характеристика групповых ролей персонала по классификации М.Белбина
|  
 Тип внутригрупповой роли  |   
 Ключевые характеристики типа  |   
 Внутригрупповое предназначение типа - "миссия"  |   
 Сильные стороны типа  |   
 Возможные недостатки типа  |  
|  
 1 .Трудоголик  |   
 Консервативен, обязателен, предсказуем  |   
 заботится и систематически контролирует ежедневное выполнение трудового задания; воплощает план в реальные поступки, действия;  |   
 Организаторские способности; практичен; коллективный дух; трудолюбив; самодисципли-нирован;  |   
 Слабая гибкость; невосприимчи-вость к новым идеям;  |  
|  
 2.Координатор  |   
 Спокойный, самоуверенный, сдержанный  |   
 вырабатывает единую точку зрения путем консолидации различных взглядов; признает и учитывает сильные и слабые стороны сотрудников в совместной деятельности;  |   
 Уважение к сотрудникам; творческий энтузиазм; развитое чувство времени и равновесия; четкое осознание целей;  |   
 Не больше чем у обыкновенного человека с точки зрения умственных и творческих способностей  |  
|  
 3. Критик  |   
 Энергичный очень нервозный  |   
 определяет направления к достижению цели команды; способен формулировать четко цели деятельности; способен определять приоритеты в работе и добиваться их достижения совместной деятельностью;  |   
 Желание и готовность бросить вызов бездеятельнос-ти, самодовольству самообману; увлеченность работой; ориентирован на результат;  |   
 Легко раздражителен, нетерпелив в достижении результат  |  
|  
 4.Мозговой центр  |   
 Индивидуалис-тичен, независим от мнения других, серьезен;  |   
 ориентирован на инновации в совместной деятельности  |   
 Развитое воображение; созидатель; одаренность, интеллект, знания  |   
 Не практичен "летает в облаках", склонен не замечать частности в работе;  |  
|  
 5. Политик  |   
 Экстраверт, энтузиаст; любопытный, коммуникабель-ный;  |   
 ориентирован на достижение согласия сторон в совместной деятельности; занят поиском идей, новой информации за пределами команды;  |   
 "Открытая" личность; творческая направленность выраженная положительная реакция на проблему;  |   
 Склонен терять интерес к проблеме по мере исчезновения увлеченности ею; способен обеспечивать поддержку реализации своих идей  |  
|  
 6. Контролер  |   
 Благоразумие, беспристрастен;  |   
 анализирует проблемы; оценивает идеи; рекомендует возможный порядок разрешения проблемы;  |   
 Объективен; способен видеть сложность проблемы; рассудителен;  |   
 Страдает критиканством, серьезностью; скучен; слабо способен к стимулиро-ванию других через работу;  |  
|  
 7. Коммуникатор  |   
 Социальноориентирован; мягкий; чувствителен;  |   
 ориентирован на сохранение и развитие "духа коллективизма"; совершенствует систему коммуникаций в организации;  |   
 Полезность; гибкость; популярность; ярко выраженное умение слушать;  |   
 Нерешителен в критический момент; не умеет спорить, доказывать свою правоту;  |  
|  
 8.Детерминатор  |   
 Аккуратен; внимателен, добросовестен;  |   
 ищет и анализирует элементы, требующие повышенного внимания; ориентирован на достижение социальной справедливости.  |   
 Способен к детальному расследованию факторов повышения эффективности труда; умение доводить дело до конца.  |   
 Мелочность; стремление все "держать в своих руках".  |  
В приложении 2 приведена анкета Белбина, по которой проводился опрос среди работников предприятия. Проведенное анкетирование (Приложение 3) позволило сделать следующие выводы: среди исследуемого персонала выделились следующие роли (рис.1).
 
Рис. 1. Распределение групповых ролей
Таким образом, мы получили, что в данном коллективе есть представители 6 из 8 групп.
В таблице 2 представлена сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп.
Таблица 2 Сравнительная характеристика поведения различных возрастных групп персонала
|  
 Возрастная группа  |   
 "+" поведения  |   
 "-" поведения  |  
|  
 сотрудники 17-23 лет (рассматриваются те, кто начал работать сразу после школы или учится на вечернем отделении);  |   
 Потребность в достижении; отсутствие ответственности, желания заботиться о других; отвержение взаимопомощи как фактора говорит о низкой потребности в поддержке  |   
 Ориентация на игру; потребность привлекать к себе внимание; много действий совершается в свободных времяпрепровождениях  |  
|  
 24-35 лет (молодые специалисты);  |   
 Потребность в достижении; стремление оказывать помощь; группа ориентирована на достижения, готова много работать и предпринимать усилия, чтобы достичь довольно высоких целей  |   
 Потребность привлекать к себе внимание; потребность в разнообразии  |  
|  
 36-50 лет (зрелые специалисты);  |   
 Потребность в порядке; потребность в достижении; потребность в социальных контактах;  |   
 Потребность во влиятельности и власти, стремление руководить другими  |  
|  
 51 год и более (сотрудники предпенсионного возраста, не имеющие реальной возможности получить место).  |   
 Потребность в порядке; потребность в хороших условиях работы и комфортной окружающей обстановке  |