рефераты по менеджменту

Использование директ-костинга в системе оперативного контроллинга как инструмента финансового анализа и обоснования управленческих решений на предприятии

Страница
6

Таким образом, при факторном анализе прибыли с использованием показателя полной себестоимости мы можем выявить влияние на прибыль следующих факторов:

· рост прибыли на 15 741 тыс. руб. обусловлен повышением цен;

· на 1 339 тыс. руб. прибыль выросла за счет изменения структуры продаж;

· увеличение себестоимости привело к снижению прибыли на 11 866 тыс. руб.;

· за счет снижения объема реализации прибыль уменьшилась на 1211 тыс. руб.

Общее изменение прибыли в результате взаимодействия факторов составило +4 003 тыс. руб.

Сопоставим теперь два метода факторного анализа: с использованием сумм покрытия и на основе полной себестоимости (см. табл. 11).

Таблица 11

Сравнение результатов факторного анализа прибыли

 

Факторы

Вариант расчета отклонений, тыс. руб.

Разница отклонений

полная себестоимость

директ-костинг

абсолютная, тыс. руб.

относительная*%

1

Объем реализации

продукции

-1 211

-3 819

2 607

65,13

2

Структура реализованной продукции

+1 339

+3 761

2 422

60,49

3

Цены

+15 741

+15 927

186

4,64

4

Себестоимость продукции

-11 866

     
 

В том числе

       
 

4,1. Переменные затраты

 

-7 189

   
 

4,2. Постоянные затраты

 

-4 677

   

* - определяется соотнесением абсолютной разницы отклонений к общей единой величине отклонений (4 003 тыс. руб.)

Сопоставление двух методов выявило отличия результатов в разрезе факторов. Метод директ-костинга выявляет более существенную зависимость прибыли от объема и структуры продаж. Для более эффективного управления затратами и процессом формирования прибыли в системе директ-костинг в отдельные факторы выделяется влияние постоянных и переменных затрат. Таким образом, анализ, основанный на суммах покрытия, принимает во внимание взаимосвязь объема реализации, себестоимости и прибыли, позволяет полнее учитывать зависимость между показателями и более точно измерять влияние факторов на изменение суммы финансового результата.

Используя результаты проведенных анализов отклонений себестоимости и прибыли, мы можем осуществить факторный анализ рентабельности.

В информационно-аналитической системе директ-костинг целесообразно проводить факторный анализ рентабельности затрат для выявления причин и степени влияния этих причин на отклонения фактического показателя рентабельности от планового.

Факторный анализ рентабельности затрат предприятия в директ-костинге основывается на суммах покрытия, т.е. факторная модель рентабельности (R) выглядит следующим образом:

R = П / С = (В х dСПср - З пост) / (?(кi х З перi) + З пост) = (В х ?(УДi х (цi - Зперi) / цi) - З пост) / ((кi х З перi) + З пост)

Анализ проводится с использованием метода цепных подстановок и выявляет изменение уровня рентабельности затрат за счет действия следующих факторов:

· объема реализованной продукции;

· структуры продаж;

· цены реализуемых изделий;

· удельных переменных затрат;

· уровня постоянных расходов.

Практические данные для факторного анализа рентабельности (методом цепных подстановок) возьмем из выполненных ранее аналитических расчетов по прибыли (см. табл. 9) и по себестоимости (см. табл. 6).

Rпл = 38 660 / 240 070 = 16,10%

R1 = 34 841 / 235 154 = 14,82%

R2 = 38 602 / 237 994 = 16,22%

R3 = 54 529 / 237 994 = 22,91%

R4 = 47 340 / 245 183 = 19,31%

Rф = 42 663 / 249 860 = 17,07%

Стандартный анализ с использованием полной себестоимости проводится по формуле:

R = П / С

Расчет влияния факторов можно выполнить следующим образом:

Rпл = Ппл / Спл = 38 660 / 240 070 = 16,10%

Влияние объема продаж:

R1 = П1 (при кф, Стр пл, ц пл, С пл) / С1 (при к ф, Стр пл, С пл) = (38 660 х 0,9687) / (240 070 х 0,9687) = 16,10%

Влияние структуры продаж:

R2 = П2 (при к ф, Стр ф, ц пл, С пл) / С2 (при к ф, Стр ф, С пл) = 38 788 / 237 994 = 16,30%

Влияние изменения цен:

R3 = П3 (при к ф, Стр ф, ц ф, С пл) / С3 (при к ф, Стр ф, С пл) = 54 529 / 237 994 = 22,91%

Влияние себестоимости:

Rф = П ф / С ф = 42 663 / 249 860 = 17,07%

Обобщив результаты проведенного с использованием двух методов анализа, получим единую таблицу 12:

Таблица 12

Сравнение результатов факторного анализа рентабельности, %

 

Факторы

Расчет влияния факторов по системе директ-костинг

Расчет влияния факторов с использованием полной себестоимости

Изменение рентабельности

Вариант

Директ-костинг

Полная себестоимость

1

Общий объем продаж

14,82 - 16,10

16,10 - 16,10

-1,29

-

2

Структура продаж

16,22 - 14,82

16,30 - 16,10

+1,40

+0,19

3

Цены на продукцию

22,91 - 16,22

22,91 - 16,30

+6,69

+6,61

4

Себестоимость продукции

В том числе

4,1. Переменные затраты

4,2. Постоянные затраты

17,07 - 22,91

19,31 - 22,91

17,07 - 19,31

17,07 - 22,91  

-5,84

-3,60

-2,23

-5,84

-

-

5

Итого

17,07 - 16,10

17,07 - 16,10

+0,97

+0,97

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту