рефераты по менеджменту

Инвестиционный план развития предприятия ООО "Энергия-1"

Страница
10

Маркетинговые исследования деятельности предприятия

Развитие лакокрасочной индустрии в основном идет по пути освоения прогрессивных технологий, обеспечивающих высокую эргономичность, экологическую чистоту и эстетику конечного продукта. В девяностые годы, после разрешения ввоза в страну импортных строительных материалов, на российском строительном рынке широкое распространение получили водо-дисперсионные краски.

Согласно официальной информации Росстата ежегодный объем производства ЛКМ в нашей стране составляет около 500 тыс. т. Однако, по оценкам специалистов DISCOVERY Research Group, эта оценка существенно занижена, поскольку статистическое ведомство в своих расчетах учитывает объемы выпуска лишь крупных производителей. Множество средних и мелких предприятий предоставляет в Росстат отчетность с заниженными объемами производства, что и приводит к неточности.

По данным экспертов, общий объем рынка лакокрасочных материалов оценивается в 700-750 тыс. тонн в год. Ожидается, что объем рынка будет увеличиваться быстрыми темпами. Этому способствуют, в первую очередь, такие факты: повышение качества жилищного строительства и ремонта, рост благосостояния населения, актуальность вопросов дизайна и оформления интерьера, развитие машиностроения, рост спроса со стороны мебельной промышленности. По оценке специалистов DISCOVERY Research Group объем рынка ЛКМ в 2009 г. составил порядка 870-950 тыс. т. По итогам 2004 года лидерами рынка ЛКМ являлись ЗАО "Эмпилс", ООО "Краски ТэкС", ОАО "Лакокраска", ОАО "Русские краски" и ЗАО "ТД ЗЛКЗ".

Среди основных проблем, определяющих состояние лакокрасочной отрасли России, можно выделить высокий уровень износа оборудования (60-80%) и продолжающееся его старение, чрезмерную загрузку мощностей, которая достигает 95%, невысокий инвестиционный потенциал предприятий отрасли (основной источник финансирования - собственные средства предприятий).

Доля зарубежных ЛКМ на российском рынке равнялась примерно 25%. Среди импортных производителей на рынке популярны Pinotex, Tikkurila, Тикколор, Dufa, Sadolin. Импортную продукцию отличает более высокая цена и качество продукции (стойкость, качество нанесения и пр.), более широкий ассортимент и экологическая чистота продукта. Некоторые эксперты прогнозируют, что мировые производители ЛКМ, которые создали в России собственные производства, скорее всего, будут создавать крупные альянсы с российскими предприятиями. По мнению директора по исследованиям DISCOVERY Research Group Александра Болтавина, в стоимостном выражении объем российского рынка ЛКМ в 2010 г. составил порядка 1 млрд. долл. Встречающиеся в прессе оценки в 3,7 млрд. долл. представляются завышенными и крайне недостоверными.

В настоящее время предложение по водосодержащим краскам настолько велико, что неискушенный потребитель не всегда может правильно сделать свой выбор при покупке.

Основную массу составляют краски импортного производства. В целом по России лидирует немецкая продукция, в первую очередь «Капорол» и «Дюфа», однако в Северо-Западном регионе, в силу географической близости, лидером выступает финская торговая марка «Тиккурила». Среди стран-производителей представлены также Англия, Швеция, Польша, Турция, США и т. д.

Доля качественных водо-дисперсионных красок отечественного производства еще ощутимо мала. Это связано с отставанием в освоении технологий и сырьевой базы. К примеру, в качестве наполнителя иностранные компании в подавляющем большинстве применяют воллостанит (природный силикат кальция), а наши – мел, тальк и асбест.

До сих пор нет единой сертификации, способной очистить рынок от некачественной продукции. Налицо и финансовые проблемы – нехватка инвестиций, низкая платежеспособность населения, особенно в регионах.

На сегодня в России производится более 2000 наименований лакокрасочных материалов. Треть производства приходится на эмали, шпатлевки, грунтовки на конденсатных смолах. В целом по России насчитывается более 300 производителей ЛКМ, из них реально влияют на ситуацию в стране или в своем регионе не более 60.

Если исходить из данных Госкомстата, крупнейшими производителями красок в России являются ростовский «Эмпилс» – порядка 14,5% рынка (не считая 10% украинского рынка, занимаемого компанией, по словам ее руководства), петербургский «ТЕКС» – 12%, «Ореол» – чуть менее 10%, «Лакокраска» – 8%, «Русские краски» – 6%. Однако если объединить показатели обоих ярославских предприятий – ОАО «Лакокраска» и ОАО «Ярославский лакокрасочный завод «Победа рабочих», то второе место будет принадлежать бренду «Ярославские краски».

Лакокрасочная отрасль считается одной из самых привлекательных для инвестиций не только иностранного, но и российского капитала. При этом западные производители предпочитают строить предприятия с нуля, а российские инвесторы вкладывают средства в старые ЛКЗ. В среднем российский рынок растет на 20–40% в год. Основу российского производства, за редким исключением, составляют мелкие заводы с объемом производства до 5 тысяч тонн.

11 крупных заводов суммарно контролируют половину российского производства. В целом, по данным компании Creon, две трети российского рынка индустриальных лакокрасочных материалов занимает продукция отечественных производителей. Треть индустриальных ЛКМ импортируется. Самая высокая доля импорта – 3/5 – в сегменте авторемонтных ЛКМ, наиболее технологичного вида индустриальных красок. В остальных секторах индустриальных ЛКМ отечественные производители доминируют благодаря более низким ценам на продукцию и умеренным требованиям потребителей, предпочитающих недорогие, хотя и менее качественные материалы дорогостоящим импортным.

Сейчас на российском рынке индустриальных ЛКМ во всех ценовых сегментах развернулась острая конкурентная борьба между отечественными производителями, российскими филиалами зарубежных фирм и иностранными компаниями. Одним из признаков усиления конкуренции можно считать ограниченность числа производителей, сумевших пробиться на рынок. На отечественном рынке ЛКМ в вышеназванных сегментах представлены лишь 37, а в сегменте авторемонтных красок – лишь 3 российские фирмы.

О постепенном насыщении рынка индустриальных ЛКМ говорит и тот факт, что в последние годы заметно снизилась динамика появления на нем новых игроков. Анализ деятельности компаний, представленных на отечественном рынке индустриальных ЛКМ, позволяет назвать основных производителей, изготовляющих большую часть этой продукции. Российские компании: ОАО «Русские краски», ОАО «Лакокраска» (Ярославль), ОАО «Черкесское ХПО» (Черкесск), ОАО «Кронос-СПб», ООО «Гамма», ЗАО НПП «ВМП» (Екатеринбург), ЗАО НПК «ЯрЛИ». Иностранные фирмы: HP Body, Novol, Helios, Akzo Nobel, DuPont, Hempel, Jotun, Ameron и Steelpaint.

На основе исследования современного состояния и перспектив развития основных секторов российской экономики, потребляющих индустриальные ЛКМ (топливно-энергетического комплекса, судостроения и судоремонта, автотранспорта, железнодорожного транспорта, дорожного хозяйства), можно сделать вывод, что средние темпы роста потребления индустриальных ЛКМ в ближайшие пять лет составят 3,0 % в год, а к 2011 году потребности рынка в данном виде ЛКМ возрастут до 97 тыс. тонн. Наиболее активно будет расти сектор авторемонтных красок, а самыми низкими будут темпы роста ЛКМ для строительства и ремонта мостов.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту