рефераты по менеджменту

Заманчивые бизнесы

Страница
2

Александра Рублева, учредителя небольшой петербургской фирмы ВИП, на появление фантазии, впоследствии воплотившейся в действительность, натолкнуло простое наблюдение. Он узнал, что в России 10% населения – левши, и понял, что эта аудитория оставлена без должного внимания. Рублев с партнером начали бизнес для левшей полгода назад. Они создали интернет-магазин и недавно договорились с тремя розничными точками в Петербурге и Екатеринбурге о поставке канцтоваров для левшей (ручек с непачкающими чернилами, точилок, которыми можно заострять карандаши левой рукой по часовой стрелке, и т. д.).

Поставки идут из Дании, и конечная цена на товары для левшей в десять раз выше, чем на обычные. Кроме этого, по словам Рублева, магазины пока с недоверием относятся к неизвестному продукту, поэтому, как он сам признает, придется долго ждать, прежде чем он с полным основанием сможет сказать, что освоение этой ниши оказалось правильным решением.

К области комфорта относят и все, что позволяет экономить время. Совершенно очевидно, что с ростом динамичности общества подобные предложения становятся наиболее востребованными среди потребителей. А данный тренд порождает стремительное развитие консалтинговых услуг, причем в самых неожиданных направлениях.

В России сегодня, по данным портала "Корпоративный менеджмент", работает 1738 консалтинговых компаний. Эта внушительная цифра навела консультанта Михаила Фербера на мысль, что пора занять свою нишу. Он занялся консалтингом консультантов, начав учить своих коллег маркетингу. Фербер считает, что консалтинг в ближайшее время особенно бурно будет развиваться в непривычных областях, причем на потребительском уровне.

СФ уже писал о подарочном консалтинге, которым занимается "Клуб друзей Буратино" – компания бывшего председателя совета директоров "Аэрофлота" Александра Зурабова (см. СФ №43/2004). По словам основателей "Клуба друзей Буратино", идея их бизнеса основана на том, что у обеспеченных людей нет времени на поиск идей для подарков. Но точно так же очевидно, что занятым людям не хватает времени практически на любую другую осознанную необходимость. Например, на поиск ресторана в Москве, где подают самых лучших устриц. Возможно, ответ на вопрос, где в Париже готовят самый вкусный антрекот, тоже заслуживает своих, причем независимых, экспертов. В итоге, как прогнозирует Михаил Фербер, в недалеком будущем могут даже понадобиться консультанты, которые будут помогать потребителям разбираться в огромном количестве консультантов.

Превентивные меры.

Есть на российском рынке "комфортные" бизнесы, пока еще не освоенные вовсе. Правда, причина здесь – не в отсутствии инициативы, а в законодательных барьерах. Речь идет о кладбищах и тюрьмах.

Фактически единственным частным кладбищем, которое успело появиться в России (в 1996 году, в эпоху законотворческой неопределенности, как говорит директор этого кладбища, попросивший не называть его имени) стал "Тихий дол", расположенный в Томске. Собеседник СФ рассказал, что его кладбище предпочитают для своих родственников "самые влиятельные люди города", в отличие от муниципального конкурента, который расположен по соседству за оградой. "У нас совершенно другое отношение к работе, все дорожки на кладбище всегда расчищены, родственники навещают усопших „по звонку”, то есть к их появлению участок приводится в порядок. Причем все это изначально входит в условия договора за одно место, которое стоит, включая ритуальные услуги, 8 тыс. рублей",– говорит он. Но директору "Тихого дола" кажется, что частным предпринимателям еще нескоро позволят занять эту нишу, поскольку в контроле за ней заинтересованы "другие структуры".

Строительство и обслуживание частных тюрем, которые являются большим бременем для государства, в последние годы обсуждается в правительстве более активно. Частные тюрьмы уже работают в США и Великобритании, а в некоторых странах бывшего соцлагеря, например в Эстонии и Венгрии, планируют приступить к их строительству. Как отметил по этому поводу Герман Греф, передача тюрем в управление бизнесу может оказаться такой же эффективной, как и открытие частных школ или лечебниц. Тем более что Россия не испытывает недостатка в потенциальных клиентах, занимая первое место среди всех стран по количеству "сидящих" – более 800 человек на 100 тыс.

В бизнес-сообществе эту идею воспринимают уже почти всерьез. Например, одним из самых креативных бизнес-проектов, конкурс на которые организовывал сайт e-xecutive.ru в начале прошлого года, был проект по строительству частной тюрьмы. Сотрудница одесского Морского транспортного банка Евгения Коновалова рассчитала, что тюрьма, состоящая из 300 "комнат" полулюкс и пяти люксовых "номеров", принесет управляющей компании выручку $950 тыс. и окупится за пять лет – за счет сдачи "номеров" стоимостью $100 и $300 в сутки.

Впрочем, можно пойти и по другому пути. В некоторых американских тюрьмах, где сохраняется государственный контроль, предпринимателям отводится ниша общепита, которую берут в управление сети фастфудов.

Кровопускание.

В отличие от развлекательных и "комфортных" отраслей, искать новые ниши в области здоровья становится все труднее. По большей части предприниматели ведут поиски среди безрецептурных средств и медицинской техники, которая не требует многолетних испытаний и сложной сертификации. А в этих областях, как утверждает генеральный директор компании "Леккер" Владимир Денисов, увы, все уже изобретено. "Хотя можно сделать удобным, безболезненным и даже приятным применение уже изобретенных препаратов и таким образом найти свою нишу на рынке",– полагает Денисов.

Именно на это сейчас и направлены все маркетинговые усилия некоторых компаний – производителей товаров для здоровья. Помимо йода и зеленки в виде маркеров (СФ писал об этом изобретении Денисова и его команды в №11/2004), компания "Леккер" планирует в начале следующего года начать производство тех же самых препаратов в тюбике с кисточкой. "Это чтобы охватить большую поверхность кожи",– комментирует Владимир Денисов.

У "Леккера" есть планы по выпуску других препаратов в упаковке, которая сделает их применение более удобным. Что это за препараты, Владимир Денисов рассказывать не хочет, опасаясь, что конкуренты его опередят. И это неспроста. Западные компании в свое время активно конкурировали между собой за мелкие рыночные ниши, облегчая врачам работу, а пациентам жизнь. Так появилась, например, сверхтонкая игла для капельницы в виде бабочки, которая сама крепится к коже.

Подавляющему числу предпринимателей-медиков недостаток креативности или отсутствие своего производства не позволяет найти нишу описанным способом. Их выручают средства народной медицины. Предпринимателям не нужно придумывать ничего нового. Например, гирудотерапию – так называется лечение пиявками – придумали три тысячи лет назад. А интерес к нетрадиционной медицине среди российского населения возник еще в начале 1990-х, и с тех пор он только растет.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту