рефераты по менеджменту

Модели и типы конкурентных ситуаций. Симметричные и асимметричные конкурентные ситуации

Страница
2

Односторонними признаются конкурентные ситуации, которые переживают отдельные субъекты предпринимательского бизнеса, как правило, придерживающиеся тактического стереотипа креативного конкурентного поведения1 — в момент творческих поисков и находок до непосредственного выхода на рынок с новым товаром — либо тактической модели обособления бизнеса. Такие субъекты бизнеса, действительно, в каких-то ситуациях могут не иметь ни реальных, ни виртуальных ситуационных соперников. Подобные ситуации имеют схожие черты с внутриличностными конфликтами, изучаемыми современной психологией и социологией.

Тактические задачи, возникающие перед субъектами предпринимательского бизнеса в ходе осуществления ими конкурентных действий, базируются на принципе опережения представителей внешнего окружения. Указанный принцип является важной основой тактического конкурентного поведения компаний. Он состоит в необходимости обязательного опережения собственными действиями действий прямых, условно-прямых и косвенных соперников, включая их противодействие данной компании.

Действия компаний во всех конкурентных ситуациях базируются на применении принципа конъюнктурного (ситуационного) опережения, который составляет основу принципа тактического опережения. Его смысл состоит в необходимости опережения соперников для более успешного, по сравнению с ними, вхождения в конкурентную ситуацию, пребывания в ней (владение ситуацией, контроль над ситуацией), развития ситуации, выхода из нее, а также для лучшего понимания ситуации, ее прогнозирования и моделирования (создание ситуации для себя и соперников).

Опережение разнообразных соперников необходимо субъектам предпринимательского бизнеса и на стратегическом уровне их конкурентного целеполагания. Всякие конкуренты, независимо от категории последних, должны быть постоянно позади вас. Однако практическая реализация данного принципа осуществляется субъектами бизнеса именно на тактическом уровне конкурентного целеполагания. Другое дело, что если в ходе конкурентной гонки той или иной компании удается опередить соперников в отдельных элементах деловой деятельности, на отдельных рынках или в общественном сознании, а данные соперники признаются стратегически важными конкурентами, противодействующими указанной компании в стратегических областях ее бизнеса, тактическое опережение соперников трактуется менеджментом компании как стратегически значимое.

Ситуационное опережение соперников проявляется в следующих формах:

установление временной монополии на отдельных локальных или местных участках национального рынка;

опережение прямых соперников в отдельных элементах деловой деятельности (более низкие цены, большее разнообразие товаров и способов их сбыта, более интересный набор полезных свойств предлагаемых товаров, более высокое качество данных товаров, более высокий уровень сервиса и др.);

опережение прямых и условно-прямых соперников в способах навязывания потребителям своей продукции;

опережение потребительских ожиданий и самостоятельное моделирование структуры и содержания грядущего потребительского спроса с помощью создания и внедрения в общественное сознание стереотипов «правильного» потребления, выгодного данным субъектам бизнеса;

опережение функционально ценных партнеров по бизнесу в выдвижении новых инициатив по развитию сотрудничества, которые выглядели бы привлекательно для них, опережение прямых соперников в заключении сделок с новыми функционально ценными контрагентами, а также выход из деловых коммуникаций с контрагентами, которые не представляют функциональной ценности;

опережение других субъектов бизнеса в создании привлекательного имиджа, формировании общественной репутации, а также в установлении и укреплении эффективных деловых коммуникаций с органами государственной власти и управления.

Принцип опережения нельзя распространять на конкурентные столкновения предпринимательской фирмы со всеми без исключения соперниками на всех конкурентных полях. Он применим по отношению к двум категориям соперников. Первой категорией являются стратегические конкуренты компании. Действия данных соперников должны постоянно опережаться, особенно на тех конкурентных полях, которые признаются как стратегические. В противном случае, не уделяя внимания наращиванию тактических конкурентных преимуществ, компания не сможет в итоге рассчитывать и на обеспечение стратегических конкурентных преимуществ.

Второй категорией соперников являются малоизученные конкуренты данной компании. Такие предпринимательские фирмы в дальнейшем могут быть оценены как ее стратегические конкуренты, либо как малозначительные конкуренты компании, либо они могут быть признаны вне конкуренции. Конкурентные действия в отношении таких соперников всегда подвержены тактическому риску, однако опережение этих соперников тактически необходимо именно из-за возможных потерь, обусловленных относительной неопределенностью их конкурентного статуса.

Принцип опережения абсолютно неприменим в отношении конкурентов субъектов предпринимательского бизнеса, которые признаются вне конкуренции. Таких соперников опередить невозможно даже на короткое время, можно лишь создать иллюзию опережения. Но подобная иллюзия, если она формируется неумышленно, таит немалые угрозы данному субъекту бизнеса. Эти угрозы возникают и со стороны недостаточно оцененных соперников, и со стороны других представителей внешнего окружения субъекта бизнеса, становящихся вольными или невольными свидетелями неравного поединка, и со стороны сотрудников данного субъекта бизнеса, не желающих рисковать своим служебным положением на фоне опасного противостояния с непредсказуемым исходом.

В зависимости от категорий субъектов бизнеса, пытающихся (или не пытающихся по каким-либо прагматическим или романтическим причинам) опередить своих ситуационных соперников выделяются и типы конкурентных ситуаций. Типами конкурентных ситуаций являются следующие:

асимметричная конкурентная ситуация; для нее характерны ситуационное доминирование одного из соперников над другим (другими) и, соответственно, обратная конъюнктурная зависимость его соперников от него;

симметричная конкурентная ситуация; для нее характерны относительный баланс сил ситуационных соперников и отсутствие ситуационного конкурентного доминирования.

Каждый из названных типов конкурентных ситуаций имеет особенности, обусловленные характером конкурентной ситуации, причем применение понятий симметрии и асимметрии для изучения конкурентных ситуаций не является случайным.

Симметрия является важным признаком любого элемента живой и неживой природы. Симметрия в прямой конкуренции представляет собой идеальное состояние деловых отношений, при котором налицо «общество равных возможностей». Все конкуренты в равной мере могут проиграть либо выиграть у соперников или конкретного соперника. Для симметричной конкурентной ситуации характерны борьба за выигрыш и за избежание проигрыша между соперниками, относящимися к одной и той же весовой категории. Технологии конкурентного столкновения подобных соперников могут оказаться разными, например, таковыми могут быть борьба конкурентов по существующим правилам, борьба их между собой «без правил» или мирное, т. е. внешне бесконфликтное, сосуществование их в данной конкурентной ситуации.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту