рефераты по менеджменту

Активация инновационной деятельности кризисного предприятия

Страница
15

Отдел маркетинга занимается исключительно вопросами сбыта и рекламы.

Тем самым вопросы изучения рыночного спроса, подготовки информации о прогнозируемом спросе на новую продукцию и определения потребности в необходимом сырье и оборудовании решаются в рамках конструкторско-технологического отдела, там же в произвольной форме составляются планы и отчеты НИОКР, не имеющие никакой информационной нагрузки для анализа инновационной деятельности всей финансово-промышленной группы. Анализ кадровой составляющей инновационного потенциала выявил недостаток научно-технических специалистов, которые к тому же перегружены выполнением непрофильной работы.

Для осуществления эффективного управления инновационным потенциалом ОАО «МЛЗ»требуется в первую очередь построение системы управления непосредственно инновационной деятельностью группы. Начать построение такой системы целесообразно с распределения функциональных обязанностей, связанных с инновационной деятельностью группы, и разграничения полномочий между различными подразделениями Управляющей компании.

Помимо традиционных обязанностей структурным подразделениям Центральной компании предлагается также установить новые функции, обусловленные инновационным развитием (таблица 26).

Таблица 26 - Функции структурных подразделений УКОАО «МЛЗ», связанные с управлением инновационной деятельностью

Решение задач информационного обеспечения тесно связано с разработкой стратегии инновационного развития, при разработке которой целесообразно предусмотреть использование справочно-аналитической базы, содержащей сведения о достижениях науки и техники, потребительских и конкурентных тенденциях на рынке, нормативно-правовые акты и законы.

Информационное обеспечение инновационной деятельности остается в компетенции специалистов конструкторско-технологического отдела, однако расширяется круг задач таких специалистов. В соответствии с новыми целями деятельности предприятия, сбор и анализ нормативно-справочных баз данных осуществляется не только для нужд КТО, но и для других заинтересованных отделов. В задачи специалистов по информационному обеспечению входит также распределение полученных отчетных данных по функциональным отделам, сбор замечаний по качеству информации, обобщение и анализ полученной информации, отслеживание сведений о выставках и конференциях, установление связей с научно-информационными центрами, вузами и т.д. В результате соответствующие подразделения будут обеспечены необходимой информацией инновационного характера, а полученные от специалистов выводы будут использоваться при разработке инновационной стратегии ОАО «МЛЗ»и ее дальнейшей корректировке.

Помимо этого в новые задачи специалистов КТО входит составление более развернутых планов по разработке новой техники. Планы по разработке новой продукции должны составляться на 3-5 лет (перспективные) и на год с разбивкой объемов работ на кварталы (текущие). В перспективных планах указываются сроки выполнения стадий и этапов работ, определяется трудоемкость работ по всем стадиям и этапам, устанавливаются циклы отдельных стадий, этапов и в целом на всю разработку, намечаются конкретные подразделения-исполнители работ и руководители. К ним прикладываются карты технического уровня нового изделия, в которых приводятся основные характеристики в сравнении с лучшими отечественными и зарубежными образцами, сметы затрат и расчеты экономического эффекта. В текущих планах указываются объемы и сроки исполнения работ конкретными исполнителями. При этом предусматриваются методы организации работ и обеспечение надежного оперативного контроля над ходом работ.

Отдел маркетинга выполняет свои прямые функции - проводит исследование рынка, готовит всю необходимую информацию о рыночной востребованности и конкурентоспособности продукции предприятий группы, занимается введением в коммерческий оборот результатов научно-технической деятельности и продвижением новых продуктов. В отдел консолидации предоставляет данные об объемах отгруженной инновационной продукции и ее структуре.

Отдел финансов занимается поиском источников финансирования инновационной деятельности, а также определением экономической эффективности и финансовой реализуемости всех инновационных предложений. Осуществляет контроль над расходованием средств.

Отдел консолидированной отчетности и планирования помимо традиционных функций обеспечивает системный комплексный подход в планировании, организации и координации разработки годовых, текущих планов. Обеспечивает систематический анализ всех видов инновационной деятельности ОАО «МЛЗ», а также статистический учет всех производственных и технико-экономических показателей инновационных работ ОАО «МЛЗ», организует систематический контроль за соблюдением подразделениями плановой дисциплины.

Поскольку в отделе консолидации аккумулируется вся информация об участниках группы, то одной из главных задач специалистов данного отдела в части учета инновационной деятельности является построение единой системы плановой и отчетной информации о проведении инновационных работ, а также затратах и результатах, с ними связанных.

В частности, отделом должны быть определены содержание планов и отчетов, формы их составления, разработаны методы и порядок расчета показателей, должны проводиться консультации предприятий-участников по вопросам составления необходимой документации.

Концентрация подобного рода сведений способствует формированию массива аналитической информации, необходимой для принятия управленческих решений, касающихся инновационного развития ОАО «МЛЗ» в целом. Отсюда другой важной задачей отдела консолидации является доведение данной информации до руководителей всех уровней. Причем такая информация должна быть точной, поступать вовремя, в достаточном объеме и требуемого качества.

Систематический мониторинг инновационного потенциала, по нашему мнению, также целесообразно проводить в рамках отдела консолидированной отчетности и планирования, поскольку вся необходимая для этого информация сосредотачивается именно здесь. Специалистами технического отдела по программному и техническому обслуживанию ЭВМ может быть разработана специальная программа для технического обеспечения проводимого мониторинга, в основу которой ляжет предложенная нами система показателей оценки инновационного потенциала предприятия.

Круг функций отдела по работе с персоналом расширен от чисто кадровых до стимулирования трудовой деятельности, управления профессиональным продвижением, обеспечения повышения квалификации НТС, обучения производственных рабочих навыкам, необходимым для работы с новыми технологиями и продуктами, изучения рынка трудовых ресурсов.

Подобное распределение и систематизация функциональных обязанностей позволит сформировать действенную систему управления инновационной деятельностью в ОАО «МЛЗ».

Особенностью распределения обязанностей между структурными подразделениями УК ОАО «МЛЗ»должна стать, как нам видится, командная ответственность за выполнение отмеченных функций. Одним из принципов командной работы выступает распределение обязанностей и ответственности за достижение поставленных целей, а не жесткое закрепление выполняемых функций. Реализация этого принципа позволит достаточно строго планировать деятельность отделов и служб, контролировать и оценивать деятельность их деятельность, использовать действенную систему стимулирования по критерию цели - результаты.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту