рефераты по менеджменту

Институт президентства в зарубежных странах

Страница
6

1. Согласно статье 5 части 2 республики признаются государствами, что отличает их от других субъектов Федерации. Такое положение нашло воплощение в конституциях и в других документах республик. К примеру, в статье 1 Конституции Республики Бурятия было закреплено, что она является суверенным демократическим правовым государством в составе Российской Федерации. Многие республики провозгласили суверенитет и приняли соответствующие декларации, например, Татарстан.

2. Республики в составе Федерации имеют свою конституцию и законодательство, в то время как другие субъекты Российской Федерации имеют свой устав и законодательство (статья 5 часть 2, статья 66). Хотя в Постановлении Конституционного суда России от 1 февраля 1996 года по делу о проверке конституционности некоторых положений Устава Читинской области говорилось о равнозначности конституций и уставов субъектов Федерации, однако, их правовая природа различается. В частности, принятие устава находится исключительно в полномочиях законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта Российской Федерации, в то время как конституцию в республике вправе принимать референдумом, законодательным органом или другим образом.

3. Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (статья 68 часть 2). Так, наряду с русским государственные языки введены в Бурятии – бурятский (статья 67 Конституции Республики Бурятия), Ингушетии – ингушский (статья 14 Конституции Республики Ингушетия), Якутии – язык саха (статья 46 Конституции Республики Якутия).

4. Во многих республиках было введено свое гражданство. В законах о Президенте Чувашии также предусматривался институт гражданства Чувашской Республики.

Особый правовой статус республик оказал влияние на формирование государственной власти в них. В частности, поскольку Конституция Российской Федерации закрепляет положение о том, что статус республики в составе России равнозначен статусу государства и выше правового положения других субъектов Федерации, а конституции некоторых республик провозглашали суверенитет, то в системе органов государственной власти республик предусматривалось учреждение поста главы республики, в том числе – поста президента. Введение должности президента в национальных республиках, как утверждают исследователи, является оригинальным, не имеющим аналогов в зарубежных федерациях. Президентское правление было введено в следующих республиках: Адыгея, Башкортостан, Бурятия, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чечня и Чувашия.

Учреждение поста президента в республиках в составе Российской Федерации в начале 1990-х годов было вызвано следующими факторами:

1) формирование новой политической системы и перераспределение государственной власти, которой до 1991 года фактически обладали партийные органы;

2) увеличение политического влияния и расширение полномочий органов государственной власти в связи с ослаблением руководства из Центра и преобразованием федеративного устройства России;

3) рост национального самосознания и усиление национального движения;

4) необходимость обеспечения гарантий прав и свобод граждан, проживающих на территории республики, независимо от национальности;

5) возникновение противостояния между федеральными органами государственной власти и государственными органами республик в составе Федерации;

6) учреждение поста Президента России и его правовое оформление явилось законодательным примером утверждения президентской власти в республиках;

7) оформление собственной государственности, защита провозглашенного суверенитета, обретение экономической самостоятельности;

8) усиление амбиций политических лидеров республик, которые посредством утверждения поста президента и избрания их на эту должность стремились к увеличению своего влияния на политическую ситуацию в регионе.

Процесс формирования президентской власти в республиках напрямую зависел от исторических условий, специфики политической жизни, традиций государственного строительства, позиции лидеров высших государственных органов данного субъекта Федерации, и поэтому он протекал в различных регионах неодинаково.

Учреждение поста Президента в Чувашской Республике было вызвано рядом факторов, в том числе: 1) необходимостью сосредоточения власти, которую ранее выполняли партийные органы; 2) повышением ответственности регионов за политическую и экономическую ситуации на местах. Не последнюю роль сыграли и выборы первого Президента Российской Федерации в июне 1991 года. В этих условиях потребовалось установление более эффективной формы исполнительной власти.

Выборы Президента Чувашской АССР 1991 года.

Впервые институт президентства в Чувашской Республике был введён Законом Чувашской ССР от 29 августа 1991 г. «Об учреждении поста Президента Чувашской ССР».

17 октября 1991 г. Верховным Советом Чувашской ССР, высшим органом государственной власти республики, были приняты Законы Чувашской ССР «О Президенте Чувашской ССР», «О выборах Президента Чувашской ССР» и «О вступлении в должность Президента Чувашской ССР». Соответствующие изменения были интегрированы в Конституцию (Основной Закон) Чувашской АССР 1978 года.

Закон Чувашской ССР «О выборах Президента Чувашской ССР» содержал 18 статей. Избранным Президентом Чувашской ССР считался кандидат, получивший в ходе выборов более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Одновременно с Президентом Чувашской ССР избирался предложенный им при регистрации кандидат в Вице-президенты Чувашской ССР (ст. 16). При повторном голосовании избранным считался кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношении к другому кандидату. Но при этом должно было быть выполнено условие – число голосов, поданных за кандидата, должно было быть больше числа голосов, поданных против него, если в выборах приняли участие не менее 50 процентов граждан, внесённых в списки избирателей.

Первые выборы Президента Чувашской ССР состоялись 8 декабря 1991г. по 1130 избирательным участкам. На Должность Президента Чувашской ССР было зарегистрировано четыре кандидата: П.В. Ивантаев, Э.А. Кубарев, Л.П. Прокопьев, А.П. Хузангай. По итогам голосования ни один из четырёх претендентов не набрал необходимого числа голосов (за П.В. Ивантаева проголосовало 13,2% избирателей, за Э.А. Кубарева – 13.7%, за Л.П. Прокопьева – 28,3%, за А.П. Хузангая – 20,2%). В соответствии со ст. 17 Закона «О выборах Президента Чувашской ССР» Центральная избирательная комиссия по выборам Президента Чувашской ССР назначила на 22 декабря 1991 г. повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов по отношению к другим кандидатам. Во второй тур вышли Л.П. Прокопьев и А.П. Хузангай. Активность избирателей при повторном голосовании составила 56,7% против 58,6% на основных выборах, но никто из кандидатов на пост высшего должностного лица – главы исполнительной власти Чувашской ССР необходимого числа голосов не получил: Л.П. Прокопьев – 43,1% и А.П.Хузангай – 46,4%. Таким образом, при повторном голосовании ни один из выдвинутых кандидатов не был избран Президентом Чувашской ССР.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17  18  19  20 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту