рефераты по менеджменту

От новых технологий – к новым рынкам

Страница
1

Происхождение радикальных инноваций

Телевидение, интернет, автомобили, персональные компьютеры, PDA, калькуляторы, мобильные телефоны, аспирин - бесконечен список крупных инноваций, которые фундаментально изменили нашу жизнь и создали новые рынки и новые процессы в бизнесе. Мы по-настоящему понимаем, что они для нас сделали, лишь пытаясь вообразить прошлое или будущее, в которых они отсутствуют. Мы называем радикальными инновациями именно эти крупные революционные прорывы, и для нас они интересны тем, что образуют основу возникновения новых рынков.

Инновационный процесс, ведущий к подобным рынкам, уникален и не допускает воспроизведения в отделе исследований и разработок устоявшейся компании, сколько бы времени и ресурсов она ни тратила на такие попытки. Это создает серьезные для современных корпораций последствия.

Радикальные инновации приводят к разрушительным последствиям, затрагивающим и потребителей, и производителей. Для потребителей они оказываются разрушительными, так как вводят продукты и ценностные предложения, которые серьезным образом изменяют привычки и поведение потребителей. Для производителей - так как создаваемые этими инновациями рынки подрывают и виды компетентности, и вспомогательные активы, на которых построили свой успех существующие в данное время конкуренты. Короче говоря, радикальные инновации создают новые рынки и разрушают старые. Перемен же никто особенно не любит, если, конечно, с первого взгляда не ясно, что они к лучшему.

Многие инновации расширяют и развивают уже существующие виды деятельности. Такие инновации называются пошаговыми. Например, ноутбук, который теперь гораздо легче и быстрее своего предшественника. Каждый новый ноутбук позволяет нам делать немного больше чем прежде; однако какими бы важными ни были эти приращения возможностей, любое из них представляет собой лишь пошаговое усовершенствование. Итак, поскольку радикальные инновации требуют серьезных изменений и от потребителей, и от производителей и поскольку выгодные стороны этих изменений на первых порах увидеть трудно, ни те ни другие не имеют побудительных причин для отстаивания радикально новых рынков!

Тому, что радикальные инновации, порождающие совершенно новые рынки, редко направляются спросом или нуждами потребителей, удивляться особенно не приходится. Направляться спросом могут в лучшем случае пошаговые инновации, направленные на развитие или расширение уже существующих рынков. Более того, любая теория, утверждающая, будто главной движущей силой радикальных инноваций является спрос, «спотыкается» о тот факт, что большинство попыток производить нечто совершенно новое заканчивались неудачей. Спрос может помочь в определении того, какая инновация преуспеет на рынке, а какая - потерпит неудачу, однако быть движущей силой он не способен.

Нельзя, конечно, отрицать того, что порой пользователи и потребители играют ведущую роль в стимулировании инноваций, но подобные ситуации все же довольно редки. Некоторые из наиболее известных примеров направляемых пользователями инноваций связаны с закупками государственного сектора (то есть с правительством). Например, разработка компьютера многим обязана таким покупателям, как Бюро переписи населения и Министерство обороны США. Впрочем такие инновации являются более исключением, чем правилом. Фактически спрос представляет собой реальный стимулятор скорее пошаговых, чем радикальных инноваций. Радикальные инновации - совсем другая история. Связанные с ними изменения гораздо масштабнее, что вызывает сопротивление им как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Все это, разумеется, не означает, что пользователи вообще не играют никакой роли в осуществлении радикальных инноваций, но главной движущей силой становятся, как правило, не они. Например, развитие интернета вряд ли можно описать как инновацию, направляемую спросом, хотя одна из предпосылок возникновения состояла в создании сетей связи, которые были бы менее уязвимыми в случае войны.

Если главными движущими силами большинства радикальных инноваций являются не пользователи, значит, эти инновации должны пробиваться на рынок силами предложения. Ярким примером этого является создание рынка телевизоров. Нельзя сказать, что телевидение появилось по чистой случайности. Случайным было открытие Джозефа Мэя, но Фарнсуорт, Бейрд и Сарнофф, донесшие новинку до потребителя, очень хорошо понимали, что они делают. Такого рода инновационный процесс, возникающий в самых разных отраслях, имеет особое название - проталкивание предложения (supply push).

Проталкиваемые предложением инновации часто идут по вполне упорядоченному пути, который экономисты называют технологической траекторией. Это означает, что ученые, работающие по всему миру над одной проблемой или в одной области, разделяют определенные взгляды или предположения, которые и устанавливают приоритеты.

Однако утверждение, что проталкивание предложения - главная движущая сила инноваций, вовсе не означает, будто спрос не имеет значения. В действительности силы спроса играют серьезную роль в том, как происходит развитие радикальной инновации.

Спрос устанавливает широкие приоритеты исследований. Чем определеннее выражаются нужды потребителей и чем в большей мере способны покупатели финансировать разработку новой инновации, тем серьезнее их вклад в процессы проектирования и производства и в определении сроков вывода инновации на рынок. Радикальные инновации нередко выходят на рынок в виде широкого спектра вариантов продукта, но в конечном итоге остаются только те варианты продукта, которые отвечают потребностям пользователя.

Рынки, возникающие под давлением спроса, развиваются, как правило, совсем иначе, чем те, которые возникли под нажимом предложения.

Спрос возникает, когда покупатели или пользователи понимают, что им нужно. Новый продукт проектируется так, чтобы наилучшим образом удовлетворять конкретному набору потребностей; первым на рынок выходит поставщик, отобранный потребителем, который, скорее всего, и контролирует рынок.

Проталкиваемые предложением инновационные процессы представляют собой не более чем список возможностей, а о том, каким будет окончательный результат, остается только догадываться. Как уже отмечалось, входные барьеры еще отсутствуют и выйти на рынок может всякий, кто разбирается в новой технологии. Для того чтобы добиться реального прогресса в развитии рынка, потребителям и производителям приходится совершать выбор. Именно он определяет, кто из предположительных производителей нового продукта станет победителем и на что будет похож производимый им продукт.

Радикальные инновации подразумевают замещение: новые продукты заменяют уже существующие точно так же, как эти продукты заменили своим появлением те, которые существовали ранее. Но лишь немногие из «суперновых» продуктов расширяются настолько, что в конце концов заменяют собою рынок, на котором выросли.

От новых технологий – к новым рынкам

Процесс проталкивания предложения может иметь очень серьезные последствия и играть ключевую роль во всем, что происходит позже. Даже когда совершенно ясно, что спрос на инновацию существует и что она способна стать основой масштабного прибыльного рынка, все равно может сохраняться неясность в отношении того, как наилучшим образом спроектировать и затем производить соответствующий продукт. Несмотря на это на радикально новые рынки в безрассудной атаке рвутся сотни фирм.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту