рефераты по менеджменту

Прогнозирование развития технологий

Страница
1

Прогнозирование развития технологий

Все большее число предприятий и, к счастью, не только на Западе, но и в России начинают понимать, что технологии и особенно стоящая за ними интеллектуальная собственность представляют собой важную часть корпоративных активов, которыми можно и следует управлять аналогично управлению финансами, оборудованием, персоналом.

Значительную роль в управлении технологией (технологическом менеджменте) играют прогнозирование и стратегическое планирование бизнеса. Уже на начальной стадии инновационного проекта ожидаемые параметры разработки следует сопоставить с прогнозируемым развитием соответствующих технологий и продуктов. Результаты подобного прогнозирования имеют общестратегическое значение при разработке долгосрочных программ и формулирования концепций развития ключевых технологий фирмы. К сожалению, методы и инструменты технологического планирования и прогнозирования являются недостаточно известными среди менеджеров.

Технологическое прогнозирование определяют как “предсказание будущих характеристик используемых машин, технологий или методов”. При этом акцент делается на практических приложениях технологий, на конкретных характеристиках, параметрах, достигаемых возможностях. В другом определении технологическое прогнозирование представляет собой усилия по “проецированию технологических возможностей [на нужный отрезок времени] с целью предсказания возможных открытий и инноваций”. Действительно, в узком смысле прогнозирование означает предсказание, однако в более широком смысле прогноз подразумевает некое описание ожиданий и оценку необходимых условий их реализации.

В нижеприведенном рассмотрении прогноз технологий, или технологическое прогнозирование, подразумевает процесс создания описаний будущего. Это описание выражают словами или цифрами, относящимися к параметрам и области использования машин, процессов и прикладных наук.

Оценки технологии, проводимые с целью выявления коммерческого потенциала разработки, невозможны без понимания эволюции соответствующих продуктов или технологий во времени и прогнозирования их новых параметров качества. Поскольку цель любой новой технологии или инновационного проекта - усиление конкурентоспособности, а осуществление технологической разработки часто занимает годы, важно, чтобы к моменту его завершения цель проекта (достижение каких-то определенных конкурентных преимуществ) оставалась по-прежнему актуальной, а достигнутые параметры сохраняли превосходство по отношению к возможным конкурентам.

Итак, задачи, которые решает аналитик при прогнозировании успеха новой технологии, обычно включают:

проведение сравнительного анализа (определение технического уровня) планируемой разработки

анализ внешних тенденций в процессе выполнения разработки, которая должна сохранить свою конкурентоспособность и к моменту ее завершения, а также

экспертные суждения о возможных последствиях проводимой разработки или продуктов для компании и экономики в целом.

Определение сравнительного уровня разработки

Определение сравнительного уровня разработки всегда было неотъемлемой частью технико-экономического обоснования постановки НИОКР в план бюджетного финансирования советских и российских исследовательских организаций. Условность такого сравнительного анализа заключалась в том, что при этом, как правило, не учитывались возможное развитие конкурентных продуктов или их заменителей, а также эволюция технологий в конкурирующих организациях и/или странах.

Определение сравнительного уровня разработки на любой стадии коммерциализации, связанной с вовлечением новых ресурсов, требует выполнения следующих шагов:

Выявление всего набора критических параметров технологии или продукта, определяющих их конкурентоспособность

Формализованное описание этих параметров (в виде так называемых Check-list или Fact Sheet - см. Приложение 1)

Сопоставление этих параметров с соответствующими характеристиками, достигнутыми основными конкурентами

Определение возможного развития или эволюции технологии или продукта по сравнению с описанными в Check-list’е за время предполагаемого осуществления разработки.

Помимо технических параметров, категории оценки “перспективности” проекта должны содержать такие характеристики как

Оценки необходимых затрат

Доказанная “рыночность проекта” (ситуация на рынке, подтвержденный интерес потребителей к данной области технологий, продукту, области применения; полезность для общества)

Соотношение рисков и ожидаемых выгод

Техническая осуществимость управления проектом (график осуществления и имеющиеся ресурсы)

Основные особенности и области применения прогнозирования технологий

Описание результатов технологического прогноза содержит четыре обязательных элемента:

Оговоренный период времени (пять, семь, десять лет)

Прогноз общей ситуации в конкретной области технологий

Прогнозируемые характеристики качества технологии или продукта - по возможности в виде количественных параметров

Вероятность указанных изменений к оговоренному времени.

В практической деятельности руководителей фирм, разработчиков планов технологической стратегии (см. тему 6) и аналитиков критическим является относительная точность используемых методов прогнозирования. Многие из возникающих вопросов связаны и с тем, что инструменты и общая методология стратегического управления технологией как корпоративным ресурсом или основным активом малой компании еще не вошла “в плоть и кровь” как, например, инструменты финансового управления.

Специалисты в области прогнозирования технологий следующим образом обобщают свой практический опыт:

Ни один специалист в области прогнозирования или аналитик не полагается на какой-то один из методов. В зависимости от предмета, цели анализа и имеющихся ресурсов, следует использовать одновременно несколько различных методов.

Различия в результатах применяемых методов и приемов, как и использовании полученных выводов, чаще связаны с предметом анализа и корпоративной культурой, чем совершенством соответствующего метода.

Существует растущий зазор между аналитиком, поставляющим необходимую информацию в достаточно сложном и часто неоднозначном виде, и менеджером, принимающим решения, которому нужна входная информация в виде, пусть приблизительных, но быстрых ответов на критические вопросы.

Существует более 20 различных методов прогнозирования, отличающихся конкретными преимуществами и недостатками, которые в целях последующего рассмотрения удобно объединить в три большие группы:

Анализ тенденций

Экспертные оценки

Многовариантные методы анализа.

Общие замечания о наблюдаемой практике использования методов прогнозирования в целом сводятся к следующему:

Цели прогнозирования должны быть сформулированы до выбора соответствующего метода их достижения. Для правильного выбора метода и применения полученных результатов сначала надо задаться вопросом: “В чем вопрос?”, и затем “Что мы намереваемся делать с ответом?”.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту