рефераты по менеджменту

Прогнозирование развития технологий

Страница
7

Идентификация перспективных технологий или продуктов для решения текущих потребностей

Идентификация параметров и факторов, которые следует включить в общий подход к технологическому прогнозированию

Идентификация конкретного использования и возможных стратегий применения результатов прогнозирования как части процесса стратегического планирования.

Генерация идей по типу “мозговых штурмов”, в которых участвует 8-12 ведущих экспертов, сама по себе не является инструментом прогнозирования, потому что обычно не выдает каких-либо прогнозов, но предоставляет полезные входные данные в последующий прогноз или процесс планирования после формулирования прогноза. Метод генерации идей выявляет критические факторы или предлагает решение проблемы. Выявленные идеи требуют последующего анализа для проверки их осуществимости.

Метод номинальных групп. Этот метод также является разновидностью организации мозгового штурма, успех или неудачи которого целиком определяются структурой группы. Считают, что наибольшему успеху способствует малочисленность (8-12 человек) участников, не знакомых друг с другом или являющимися сложившимися оппонентами, умеющими убедительно аргументировать свою точку зрения.

Этот метод часто используют для выявления факторов, которые необходимо учитывать при анализе различных сценариев и выбора альтернативных корпоративных стратегий.

Факторы успеха реализации этого метода, многократно описанные для мозговых штурмов, заключаются в начальном изложении предмета и методов работы, после чего участники встречи письменно формулируют возникшие идеи (в методе генерации идей они излагаются устно), после чего все участники поочередно делятся с другими - по одной идее в одно выступление, с последующим их обобщением, уточнением и устранением дублирующих.

Особенность метода и его отличие от обычных мозговых штурмов - тайное голосование участников по каждой из идей - как правило, одновременно в виде числа голосов поддержки (“за” или “против”) и в виде некоего рейтинга, которым оценивают каждую из идей, попавших в список. Такое голосование обеспечивает определенный консенсус относительно наилучших идей.

Группа является номинальной в том смысле, что собранные вместе эксперты выдвигают идеи в групповой среде, но сами идеи не создаются группой в буквальном смысле слова, как в методе генерации идей, а роль группы заключается в их отборе.

Успех всех групповых методов получения экспертных оценок в решающей степени зависит от квалификации модератора, который должен не только уметь управлять групповой дискуссией, но и понимать предмет обсуждения без личной предвзятости по отношению к различным точкам зрения, а также от состава группы. Существуют (и уже не только за рубежом, но и в России) профессиональные фирмы, проводящие подобные групповые мозговые штурмы на заказ. В объем и стоимость соответствующей работы включают обобщение полученных результатов и подготовку отчета.

В целом экспертные оценки, получаемые с применением тех или иных способов, являются основным или одним из методов прогнозирования и стратегического анализа. Ключевыми параметрами успеха являются состав экспертов, а также насколько широки и убедительны собранные суждения.

Многовариантный анализ

В основу многовариантного анализа, в отличие от всех других методов прогнозирования, положена концепция, по которой в силу многих неопределенностей нельзя заранее знать то “одно” будущее, которое когда-то будет иметь место. Поэтому надо оценить вероятные альтернативные последствия различных его вариантов и быть готовым к возможным изменениям, заранее выявив различные схемы отклика на конкретное протекание событий.

Не удивительно, что многовариантный анализ в первую очередь используют компании и организации, которые часто испытывают значительные изменения окружающей среды. Например, анализ тенденций может успешно использоваться компаниями со стабильным кругом потребителей, состоянием рынка и характером ведения бизнеса, то есть когда можно говорить о статистических закономерностях в поведении потребителей и развитии рынка в целом. Однако этот метод терпит неудачу в попытках использовать его для планирования потребностей компаний, чьи потребители и цены изменчивы, а структура рынка колеблется под влиянием политики, законодательства, приватизации и т.д. (как это происходит во всем мире с нефтяными компаниями, газовой промышленностью, авиалиниями и банками). Именно в этих высоко динамичных условиях компании обращаются к многовариантному анализу, чтобы дополнить методы традиционного анализа тенденций.

Другое важное философское допущение, лежащее в основе многовариантного анализа, заключается в том, что мы сами можем оказать некоторое влияние на будущее своими действиями. И тогда вопросы анализа формулируется не только о том “Каким будет будущее?”, но и о том “Каковы вероятные последствия будущего?”, “Какое из этих последствий нам в наибольшей степени хотелось бы видеть?”, “При каких обстоятельствах именно этот результат может иметь место?” Прогноз основывается на рассмотрении альтернативных следствий, исходя из которых, разрабатывается стратегия, способная с наибольшей вероятностью привести к желаемым результатам.

На самом деле, многие из методов многовариантного анализа не являются методами прогнозирования в строгом смысле слова, по крайней мере, в глазах статистиков и эконометриков. И все-таки эти методы с успехом применяются для целей стратегического планирования и технологического прогнозирования, потому что на практике многие компании имеют значительное влияние на собственное будущее.

Подобно экспертным оценкам, многовариантный анализ используется не только для принятия технологических. Для формального прогнозирования технологий методы многовариантного анализа не очень эффективны, однако они дают отличные результаты для установления связей технологий с “нетехническими” факторами и соответствующие инструменты являются, по-видимому, наилучшими для макроскопического “прогнозирования продуктов”.

Метод сценариев. Возникновение метода применительно к стратегическому планированию относится к 60-м годам и Военно-воздушным силам США, искавшим в то время новые доктрины к ведению возможной войны с СССР, а первое его применение в промышленных целях реализовала General Electric.

Сами способы получения вариантов сценария различны, однако содержат общие черты, предлагая:

Подробное документирование анализа тенденций и выявление предполагаемых событий, которые должны иметь место к предполагаемому сроку (по возможности, с оценкой их вероятности или хотя бы с ранжированием в порядке иерархии вероятностей)

Выявление альтернативных групп наиболее важных факторов

Группы совместимых результатов, так что значимо различные сценарии внутренне объединены между собой

Видение будущего (будущих), которое создает основу для планирования и принятия соответствующих решений в условиях различных случайностей.

Как и другие методы прогнозирования, метод сценариев хорошо годится для одних типов применений и непригоден для других. Его наибольшая эффективность наблюдается, если к методу прогнозирования предъявляются следующие требования:

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту