рефераты по менеджменту

Кто они — «замполиты капитализма»? Архетипическая миссия бизнес-психолога

Страница
5

Исследования показали, что в сегодняшнем постсоветском бизнес-сообществе взгляды значительного большинства предпринимателей на привлекаемых ими к ведению своего бизнеса работников может квалифицироваться как паранойяльный. В отношении к сотрудникам прослеживаются чрезмерная осторожность, плохо скрываемое недоверие, неуемная жажда гарантировать собственную безопасность от возможных предательств и обманов, невротическое желание самоутвердиться ценой примитивизации мотивов, движущих поведением других людей ("им бы только побольше получать да поменьше работать" или "хорошая палка - лучший менеджер"). В целом для многих предпринимателей характерно излишне поверхностное понимание жизненных миров их сотрудников, ложное представление о недопустимости малейшей мягкости и сердечности в отношениях, а также о важности всеми силами утверждать свою императивную позицию, время от времени одаривая формальными улыбками и играми в снисходительность и покровительствование.

Выражение "психолог в организации" ассоциативно пробуждает воспоминание о пустом времяпрепровождении социологов на крупных социалистических предприятиях недавнего прошлого или вызывает грозные образы психолога-детектива Мадлен в сериале "Никита". Роль последней, разумеется, гротескно киношна, да и к тому же ограничена специфическими задачами боевой разведывательной организации.

Даже согласившись с необходимостью признать определенную значимость роли психолога в фирме, наши предприниматели не идут дальше понимания его работы как профессиональной дрессуры наемных работников (дрессура рабочего скота) или своевременной ассенизации внутренних отстойников душевных переживаний (семейное консультирование и сеансы аутотренинга в кабинетах психологической разгрузки). В первом случае руководитель ставит задачу перед приглашенными психологами более чем просто: "Достичь максимальной сплоченности и обучить эмоциональной саморегуляции недорого и в кратчайшие сроки". Во втором случае в кабинет самого руководителя психолог не допускается, да и вообще рассматривается в качестве некоего непонятно зачем заведенного домашнего животного, которое никому не нужно, но которое выгнать все-таки жалко.

Мало кому доступно понимание действительной роли бизнес-психолога - непрерывное управление психодизайном эмоционального ландшафта фирмы как среды личностной самореализации всех ее сотрудников. Такое понимание роли психолога присуще гуманистически ориентированным предпринимателям, которые в качестве значимых целей своего экономического творчества ставят не только достижение максимума прибыльности предприятия, но и создание благоприятных условий для развития своих подопечных, рассматриваемых в качестве друзей и соратников.

Если роль психолога понимается достаточно цивилизованно и к его работе проявляется уважительное отношение, то это позволяет ему полноценно выполнять свою культуротворческую миссию в рабочем коллективе, не только способствуя гармонизации жизненных миров сотрудников и относясь к каждому глубоко личностно и искренно интересуясь проблемами членов команды, но и обучая работников фирмы управлять развитием собственной жизненной среды, овладевая навыками эффективной саморегуляции и творческого самопрограммирования.

Сама логика развития организаций приводит к тому, что даже в отсутствие кадрового психолога кто-то в коллективе спонтанно принимает на себя роль заботника и попечителя. Законы самоорганизации групп действуют неумолимо - свято место пусто не бывает. Однако все же разумнее приглашать на место группового душеведа именно специалиста, обладающего и необходимыми профессиональными знаниями, и соответствующей инструментальной подготовкой, и личным опытом практической работы с людьми. В противном случае получается как в известном анекдоте: "Вы играете на рояле? - Не пробовал ."

Известно, что всякий склонен считать себя незаурядным сердцеведом, точно так же как любому обывателю "известно", как управлять государством, лечить заболевания и воспитывать детей. Однако не следует смешивать стихийный опытным путем осваиваемый психологизм, который нередко присущ одаренным коммуникаторам независимо от рода их занятий, с действительным профессионализмом образованного душеведа. Бездарный специалист столь же непродуктивен, как и необразованный дилетант, пусть даже обладающий известной природной склонностью к психологическим занятиям.

Перечислим некоторые из преимуществ профессионального психолога:

• обладает опытом применения профессиональных навыков в психодиагностике и направленном влиянии;

• постоянно занят поисками управляемой открытости и сердечности, являющимися его рабочими инструментами;

• не связан производственно необходимой и статусно допустимой императивностью;

• не заинтересован в заискивании перед клиентом с целью получения большого гонорара;

• достиг достаточно высокой степени проработанности собственных душевных проблем;

• владеет психотехнологической изощренностью, достигаемой благодаря долгой работе под руководством опытного куратора-супервизора;

• располагает концептуальной компетентностью, расширяющей понимание человеческих проблем и детализирующей видение структуры конкретных человеческих проблем;

• обладает высокой психодиагностической вооруженностью;

• имеет немалый багаж примеров и случаев из личного опыта;

• постоянно изучает специальную литературу, что позволяет ему следить за новыми достижениями в избранной специальности;

• владеет умением не перегружать собеседника собственными личностными деформациями (владеет контролируемым пониманием собственных реакций на поведение клиента);

• проявляет повышенный интерес к духовным практикам, нередко граничащим с практикой психологической работы.

Конечно, высокому материнству не обучаются - этот талант присущ человеку от рождения, и либо он раскрыт за время его личностного развития, либо подавлен в самом зародыше по вине окружающих или в силу тех или иных обстоятельств. Конечно, одного специального образования мало для того, чтобы действительно стать душой коллектива. Сочетание человечности, порядочности и личной одаренности столь же необходимы для бизнес-психолога, как и его высокая профессиональная образованность. Однако редкая встречаемость специалистов такого уровня еще не означает допустимости отказаться от поисков таких профессионалов. Чем серьезнее и мощнее бизнес-организация, тем в большей степени она жизненно нуждается в приеме на работу именно одаренного, воспитанного и хорошо обученного человековеда.

Кстати сказать, когда в одной из организационно-деловых игр, в которых принимал участие на правах приглашенного эксперта автор настоящей статьи, проектировали Университет Интегрального Человековедения, то местом работы будущих выпускников этого вуза являлись как раз развивающиеся бизнес-корпорации, руководители которых были заинтересованы в становлении высокоэффективных бизнес-команд.

Метафоры творчества бизнес-психолога

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту