рефераты по менеджменту

Маркетинговый подход к управлению предприятием. Ключевые факторы успеха на рынке

Страница
1

Введение.

По уровню качества жизни Россия в настоящее время значительно отстает от промышленно развитых стран.

Основной причиной такого отставания является проведение советского эксперимента по насаждению централизованно-плановой системы хозяйствования, к основным чертам которой относят приоритет государственной собственности, жесткое централизованное планирование хозяйственной деятельности на всех уровнях управления, отсутствие конкуренции и заинтересованности работников и, в результате – низкий уровень качества и эффективности товаров и др.

Качество во имя лучшей жизни обеспечивается соответствующим развитием рыночных отношений, структурной политики, макро- и микросреды, национальной политики, международной интеграции, систем менеджмента и всех уровнях управления и т.д. Провозглашение рыночных отношений без должного развития других аспектов отодвигает достижение положительных тенденций развития на неопределенный срок.

Рыночные отношения – это система экономических, правовых и социально-психологических отношений между изготовителем (продавцом) и потребителями, протекающих в условиях многообразия форм собственности и конкуренции.

В условиях рынка невыгодно плохо работать. Рынок не терпит инициативных, но бестолковых людей. Поэтому реализация программы три «З» (знания, здоровье, забота о ближнем) является главным фактором успеха.

В экономической литературе можно встретить такую фразу: в настоящее время осуществляется переход от плановой экономики к рыночной. Отсюда можно сделать вывод, что в условиях рыночной экономики (полнее – рыночных отношений) не надо заниматься планированием. Наоборот, в условиях рыночных отношений по сравнению с централизованно-плановой системой хозяйствования роль планирования резко возрастает, так как только инвестор несет ответственность за будущую эффективность своих инвестиций. Если он не спрогнозировал достаточно точно компоненты внешней среды, конкурентоспособности товара и фирмы в целом, то завтра окажется под угрозой банкротства.

Маркетинг – это, во-первых, концепция ориентации на потребителя, во-вторых, согласно международным стандартам ИСО серии 9000, - первая стадия жизненного цикла объекта и, в третьих, первая функция функциональной подсистемы системы менеджмента.

Концепция маркетинга на предприятии.

. Сущность, цели, задачи, принципы маркетинга.

В настоящее время существует не менее двух тысяч определений понятия "маркетинг". Не только отдельные исследователи, но и целые фирмы вкладывают в это понятие качественно различное содержание.

Маркетинг происходит от английского "market" (рынок) и соответственно означает рыночную деятельность, то есть продажу и покупку товаров. Маркетинг понимается так:

- вид деятельности, который преобразует потребности покупателя в доходы фирмы;

вид деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена;

рыночная концепция управления производственно-сбытовой, научно-технической деятельностью предприятий, направленной на изучение рынка и экономической конъюнктуры, конкретных запросов потребителей и ориентацию на них производимых товаров и услуг;

средство сделать любой нужный и полезный труд производительным; заимствовать наиболее передовые формы хозяйствования и управления, освободив их от бюрократических пут и ограничений;

процесс планирования и управления разработкой изделий и услуг, ценовой политикой, продвижением товаров к покупателям и сбытом, чтобы достигнутое таким образом разнообразие благ приводило к удовлетворению потребностей как отдельных личностей, так и организаций.

Последнее определение принадлежит Американской ассоциации маркетинга и может быть принято в качестве основы, подлежащей уточнению.

Определим маркетинг как систематизированную деятельность, связанную с разработкой, созданием и реализацией продукции для удовлетворения личных или общественных потребностей.

В связи с тем, что маркетинг образует целостную систему взглядов, на основе которых та или иная фирма строит свою практическую деятельность, обычно говорят о концепции маркетинга, то есть системе взглядов, подходов, положений.

Концепция маркетинга – это совокупность взглядов (представлений) на источники, движущие силы, направления и перспективы развития маркетинга.

Концепция маркетинга определяет стратегию фирмы в решении ею задач разработки, производства, продажи и послепродажного обслуживания товаров.

Внимание к концепции маркетинга обусловлено следующими обстоятельствами:

1) усложнением процессов разработки, производства и потребления (увеличивается степень риска на всех стадиях создания и движения товаров);

резким расширением ассортимента товаров (учет различных категорий покупателей, климатических зон, этнических особенностей и т.п.);

обострением конкурентной борьбы, то есть на рынок выходит все больше производителей и торговых посредников;

ускорением темпов социально-экономического и научно-технического прогресса;

возрастанием действия неопределенных и чрезвычайных ситуаций во внешней по отношению к фирме среде.

Маркетинг как системное явление выступает прежде всего как единство подходов к исследованиям, разработке и реализации товаров. Наряду с этим маркетинг выступает как концепция управления фирмой, ориентированной на успех во внешнем мире, где необходимыми и жесткими элементами выступают конкуренты, потребители, вся внешняя среда. И наконец, маркетинг выступает как своеобразная философия бизнеса, который должен быть социально-этическим: фирма обязана действовать на строго моральных принципах, на всестороннем учете и уважении мнений и требований потребителей продукции. Честность, порядочность, последовательность, профессионализм выступают как важнейшие требования к маркетинговой деятельности, и одновременно эти качества выступают как основной капитал каждого бизнесмена, участника рыночной сделки.

Современный маркетинг превращается в единый технологический процесс, обладающий ориентацией не только на получение коммерческого успеха, но и а развитие социальных отношений, укрепление норм общественной этики и морали. Вследствие этого к маркетингу применимы все требования системного подхода (использование теории больших систем).

Системность означает, что любое явление, любой процесс в сфере маркетинга, объекты и субъекты управления должны рассматриваться как элементы большой системы со всеми ее свойствами. Комплексность означает, что должны быть учтены все стороны и составляющие не только процесса маркетинга, но и условий его осуществления.

Важнейшей задачей маркетинга является обеспечение максимально возможной устойчивости в деятельности фирмы, планомерности развития и достижения стратегических целей. В процессе маркетинговой деятельности решаются также другие, более частные задачи:

- обеспечение фирмы надежной, своевременной и достоверной информацией о рынке, товарах, потребителях и конкурентах;

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту