рефераты по менеджменту

Экономические проблемы управления качеством

Страница
1

ВВЕДЕНИЕ

Экономические категории качества проявляются через прибыль производителя от продажи качественного изделия и через затраты производителя на обеспечение ожидаемого потребителем качества. Помимо затрат на проектирование и изготовление изделия, включают затраты на сервисное обслуживание потребителя и поддержание заданного уровня качества в течение гарантийного срока службы. Все перечисленные затраты составляют суммарные затраты поставщика. Разница между продажной ценой и его стоимостью равна доходу от продажи одного изделия.

Следует отметить, что объем продаж является мощным фактором, влияющим на доход. Но в то же время объем продаж зависит от конкурентоспособности качества и себестоимости изделия.

Традиционно затраты на качество определялись суммированием затрат производителя и потребителя. Такая точка зрения на стоимость качества при определении оптимума затрат на качество не отражает новых реальностей и не позволяет видеть преимущества для производителя, например, повышение прибыли за счет повышения ценности продукта для потребителя или повышения затрат на предупреждение брака за счет снижения затрат на контроль и инспекцию.

Развитие техники и технологии за последние два десятилетия ХХ века позволило создать производства, которые обеспечивают минимальный разброс параметров изделия за счет внедрения новых методов проектирования изделия, подготовки производства, новых технологий и управления качеством.

В этом случае затраты производителя, связанные с предотвращением дефектов, становятся конечной величиной при 100%-ом соответствии изделия техническим требованиям, так как появились возможности изготавливать продукцию без дефектов. Улучшение качества обычно означает увеличение продаж, а следовательно, более высокие доходы производителя, что фактически сдвигает кривую общих затрат на качество вправо, и стоимость качества становится минимальной. Вместо затрат времени на поиск оптимальной точки целесообразно эффективно затратить время на анализ деятельности предприятия для выявления своих резервов по производству товаров, отвечающих запросам потребителя.

По данным исследователей, около 80% всех дефектов, которые выявляются в процессе производства и использования изделий, обусловлены недостаточным качеством процессов разработки концепции изделия, конструирования и подготовки его производства. Около 60% всех сбоев, которые возникают во время гарантийного срока изделия, имеют свою причину в ошибочной, поспешной и несовершенной разработке. По данным исследовательского отдела фирмы Дженерал Моторс, США, при разработке и производстве изделия действует правило десятикратных затрат — если на одной из стадий круга качества изделия допущена ошибка, которая выявлена на следующей стадии, то для ее исправления потребуется затратить в 10 раз больше средств, чем если бы она была обнаружена вовремя. Если она была обнаружена через одну стадию — то уже в 100 раз больше и т.д.

ИСО серии 9000, TQM, ЛСУК позволяют на ранней стадии жизненного цикла продукта создавать изделие с высоким уровнем качества.

Производителю товаров (услуг) необходимо знание затрат, чтобы иметь сведения для принятия оптимального решения.

Влияние качества на прибыль.

Рассмотрим влияние качества на прибыль изготовителя продукции. Например, в Рекомендациях по применению ГОСТ 40.9001-88 (ИСО 9001-87) это иллюстрируется схемой (рис. 1.), где в себестоимость включены затраты изготовителя на эксплуатацию продукции в гарантийный период и амортизационные отчисления перечислены в остаточную прибыль. При этом рассматриваются два случая:

1) улучшение качества продукции ведет к увеличению дохода (выручки) и прибыли при неизменной себестоимости за счет расширения сбыта и увеличения объема продаж;

2) увеличение прибыли возможно за счет снижения себестоимости при неизменном доходе.

Зависимость роста объема продаж и дохода от улучшения качества продукции можно более подробно рассмотреть, например, на пространственной схеме (рис. 2.), где Q — объем продаж, Ц — продажная цена и КП — качество продукции. Для наглядности координата качества продукции повернута на 180° по сравнению с обычным построением трехмерных координат. Значения цифры 1 соответствуют исходной продукции, характеризуемой на соответствующих осях координат определенными значениями качества, цены и объема продаж.

Рис. 1. Распределение дохода изготовителя продукции.

Рис. 2. Зависимость роста объема продаж и дохода от улучшения качества продукции.

При улучшении качества продукции мы получим значения качества, цены и объема продаж, обозначенные цифрами 2. Обычно совершенствование качества вызывает увеличение затрат, цены и снижение объема продаж (при этом используется линия спроса, соответствующая более высокому качеству).

Цифры 2¢ соответствуют случаю, когда при совершенствовании качества удалось удержать продажную цену на прежнем уровне (например, за счет снижения себестоимости). В этом случае мы видим заметное увеличение объема продаж по сравнению с предыдущим примером.

Наконец, если вести постоянную борьбу за снижение цены продукции при совершенствовании ее качества (кривая Б в координатах Ц-КП), то получим другой вариант значения качества, цены и объема продаж, обозначенный цифрами 2¢¢ и приводящий к значительному увеличению объема продаж. Последний случай известен в терминологии о качестве как всеобщее управление качеством — подход организации к руководству, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя и выгоды для организации и общества.

Международный стандарт ИСО 8402 «Управление качеством и обеспечение качества — Словарь» в версии 1994 года подчеркивает, что все упоминаемые понятия качества имеют экономическое значение. Это значит, что управление качеством имеет целью достижение экономического эффекта (прибыли); при административном управлении качеством акцент должен делаться на экономические факторы.

Успешная деятельность организации обеспечивается выпуском продукции, которая:

а) отвечает четко определенным потребностям, области применения или назначению;

б) удовлетворяет требованиям потребителей;

в) соответствует применяемым стандартам и техническим условиям;

г) отвечает требованиям общества;

д) учитывает требования охраны окружающей среды;

е) предлагается потребителю по конкурентоспособным ценам;

ж) является экономически выгодной (т.е. приносит прибыль).

Международный стандарт ИСО 9004-1 в версии 1994 года утверждает, что эти требования к продукции могут быть обеспечены через проектирование эффективной системы качества в организации.

Как для организации, так и для потребителя важное значение имеет решение проблем, связанных с выгодами, затратами и рисками при насыщении рынка большинством видов продукции.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту