рефераты по менеджменту

Анализ и экономическое обоснование показателей по труду предприятия торговли

Страница
2

Две основые концепции определения природы заработной платы.

1. Заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируется под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения на рабочую силу.

2. Заработная плата - это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила». Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.

2. В ст. 129 трудового Кодекса РФ дано более конкретное определение понятию «заработная плата». Заработная плата - это вознаграждение понятию «заработная плата». Заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. /3,с.164/

Сущность заработной платы проявляется в ее функциях (рис1.2.)

1. Воспроизводственная функция. Она определяет абсолютный уровень труда, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей работника и его семьи. В ней реализуется экономический закон возвышения потребностей. Отправным моментом для выполнения заработной платой ее воспроизводственной функции является становления минимальной заработной платы на объективно необходимом уровне.

Рис.1.2. Основные функции, выполняемые заработной платой

Он в обычных условиях должен соответствовать стоимости набора товаров и услуг, входяших в потребительскую корзину и позволяющих обеспечить нормальное воспроизводтво физических и умственных способностей работника, обладающего минимально необходимой профессиональной подготовкой, выполняющего простые работы в нормальных для здоровья условиях труда и справляющегося со своими трудовыми обязанностями.

2. Стимулирующая функция. Ее сущность состоит в установлении количественной зависимости между размерами оплаты и количеством, качеством и результатом труда торговых работников. Реализуется стимулирующая функция.

3. Регулирующая функция. С одной стороны, являясь одним из важнейших элементов денежных доходов населения, заработная плата существенно влияет на спрос населения, а через него и активно воздействует на объем, структуру и динамику производства и в значительной степени на инвестиционную политику. С другой стороны, выступая как составная часть издержек работодателя на рабочую силу, заработная плата влияет на спрос и предложение рабочей силы на рынке труда./8,с.12/

4. Социальная функция.

В настоящее время ни одна из указанных функций не выполняется в полном объеме. В современных условиях в России заработная плата как экономическая категория теряет способность обеспечивать нормальное воспроизводство рабочей силы и побуждать работников к эффективному труду.

Важное значение имеет возвращение заработной платы ее воспроизводственной, стимулирующей и регулирующей функций и содействие развитию рыночных механизмов регулирования заработной платы.

Первоначальными задачами в сфере заработной платы в 2000-2002 гг. являются:

рост реальной заработной платы:

обеспечение своевременной выплаты текущей заработной платы, погашение накопленной задолжности;

последовательное повышение минимальных государственных гарантий по оплате труда.

Повышение минимальных государственных гарантий по оплате труда в сочетании с принятыми мерами по реформированию налоговой системы, положительно скажется на росте заработной платы, увеличении ее тарифной части, сокращении объемов скрытой заработной платы и будет способствовать увеличению налоговой базы и , соответственно, росту поступлений и платежей в государственные внебюджетные фонды, мотивации работодателей к активной работе по повышению эффективности труда.

Показатели по труду, их понятие и методика расчета

При характеристике труда работников отрасли торговли используются основные показатели - производительность и эффективность.

Эффективность труда в торговле - это соотношение результатов труда работников отрасли и затрат на него. Поэтому рост эффективности предполагает получение больших результатов труда при неизменных затратах ресурсов или тех же результатов при наименьших затратах. Различают экономическую и социальную эффективность.

Социальная эффективность - это эффективность затрат на достижение определенного социального эффекта (экономия времени покупателей на приобретение товаров, культура обслуживания).

Экономическая эффективность - определятся экономией совокупного труда (живого и овеществленного). Показателями экономической эффективности выступают: прибыль, приходящаяся на одного работника, производительность труда, эффективность использования рабочего времени и т.д.

Эффективность труда определенного вида деятельности, в том числе торговой, может быть определена следующими показателями:

, (1)

где Эi - эффективность i - того вида деятельности, тыс. руб.;

Ri - сумма национального дохода, получаемая в результате деятельности

i - того вида, тыс. руб.;

Si - сумма национального дохода, расходуемая на потребление работниками, занятыми деятельностью i - того вида, тыс.руб.;

Si - минимально допустимое значение Si.

Эффективность труда работников торговли определятся как соотношение между количеством проданных товаров, затратами труда работников и качеством обслуживания населения:

(2)

где Р - товарооборот торговли в сопоставимых ценах, тыс. руб.;

альфа - обобщающий коэффициент качества обслуживания покупателей;

Ч - среднесписочная численность работников, чел.

Обобщающий коэффициент качества обслуживания рассчитывается:

(3)

где Ку- коэффициент устойчивости ассортимента товара;

Кд - коэффициент дополнительного обслуживания покупателей;

Кв - коэффициент затрат времени покупателей на ожидаемое обслуживание;

Км - коэффициент культуры обслуживания по мнению покупателей;

З1, З2, З3, З4 - значимость показателей в общея уровне культуры обслуживания в баллах.

(4)

где А - ассортимент по утверждаемому перечню;

О1,2,п - фактическое наличие ассортиментных разновидностей

(5)

где У0 - количество дополнительных услуг, представляемых преприятием по утвержденому перечню;

У1,2, - количество фактически предоставляемых услуг.

(6)

где З0 - оптимальные затраты времени на ожидаемое обслуживание;

Зф - фактические затраты на ожидаемое обслуживание.

(7)

где Мn - количество покупателей, давших хорошую и отличную оценку обслуивания;

n - общее количество опрошенных покупателей.

Помимо рассмотренных коэффициентов в экономической литературе рассматриваются ряд и других показателей, характерезующих качество обслуживания населения.

Важнейшей составляющей эффективности выступает производительность (результативность) труда, связанная с увеличением выработки или с уменьшением затрат труда на выполняемый объем работ.

Производительность труда - это один из показателей эффективности труда, характерезующий плодотворность полезной деятельности работников.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту