рефераты по менеджменту

Формирование и эффективность использования экономических ресурсов предприятия на материалах ОАО «Вамин Татарстан» филиал «Буинский маслодельно-сыродельный комбинат»

Страница
15

Формирование эффективной системы управления дебиторской задолженности имеет, на наш взгляд, необходимой предпосылкой принятия внутреннего документа, определяющего политику организации в этой области. Документ о политике по управлению дебиторской задолженности организации должен содержать целый ряд взаимосвязанных элементов. Остановимся на некоторых, наиболее важных из них.

I. Общее положение:

Имеющиеся в арсенале кредитора меры по возврату можно разделить на три основных блока:

1. Досудебные меры.

1.1. Руководство компании рассматривает причины создавшегося положения. Проводит личные переговоры с директорами фирм-клиентов, предлагает им совместно решить проблему. Результат - создается система прозрачных отношений в разрезе «директор-директор».

1.2. Также компания может проводить (внутренний) сравнительный анализ причин задолженностей. В рамках данной меры генеральный директор рассматривает проблемы самих клиентов и проводит сравнительный анализ причин их задолженностей. Это позволит директору постоянно держать ситуацию под контролем. Данная схема подразумевает также и маркетинговые исследования рынка реализуемой продукции. То есть в ходе совместной работы клиент будет информировать компанию о том, какой товар пользуется спросом у покупателей, а какой нет, и как происходят дела у конкурентов. В результате фирма сможет гибко и своевременно реагировать на изменения рынка.

2. Судебные процедуры.

Судебные процедуры инициируются путем подачи соответствующего искового заявления в суд. Подавая исковое заявление о взыскании просроченной задолженности также можно подать и заявление о наложении обеспечительных мер, скажем, в виде наложения ареста на имущество должника в размере заявленных исковых требований. Согласно положениям действующего процессуального законодательства (ст. 139 ГПК РФ и ч. 2 ст. 90 АПК РФ) обеспечительные меры принимаются судом на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю в размере заявленных исковых требований. Согласно положениям действующего процессуального законодательства (ст. 139 ГПК РФ и ч. 2 ст. 90 АПК РФ) обеспечительные меры принимаются судом на любой стадии процесса, если непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным исполнение судебного акта, а также в целях предотвращения причинения значительного ущерба заявителю.

3. Исполнительное производство.

На стадии исполнительного производства возможны два пути, первый из которых заключается в самостоятельном взыскании суммы долга, путем предъявления исполнительного листа в банк или иное кредитное учреждение, обслуживающее должника в рамках положений статьи 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а второй в предъявлении исполнительного листа для исполнения в соответствующее подразделение службы судебных приставов, в рамках положений статьи 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве», а второй в предъявлении исполнительного листа для исполнения в соответствующее подразделение службы судебных приставов.

Помимо указанных основных мер также можно использовать ряд дополнительных мер, стимулирующих должника погасить долг. В числе указанных мер можно назвать:

1) Подачу заявления в территориальное подразделение Службы судебных приставов о привлечении руководителя организации-должника к уголовной ответственности за злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности по статье 177 Уголовного кодекса РФ и/или за неисполнение решения суда по статье 315 Уголовного кодекса РФ.

2) Подача заявления в подразделение ОБЭП о привлечении руководителя организации-должника к уголовной ответственности за мошенничество по статье 159 Уголовного кодекса РФ (если имеются данные, что должник изначально не собирался расплачиваться с кредитором).

3) Публикация в СМИ материала (имеющего соответствующее документальное подтверждение) об уклонении должника от погашения задолженности и/или информирование банковских (кредитных) учреждений и потенциальных партнеров неплательщика о наличии «долгового инцидента».

Что касается публикаций в СМИ, информирования клиентов и партнеров должника, то эта мера хороша, если компания-должник имеет хорошую деловую репутацию, а подобные сообщения могут негативно отразиться на имидже неплательщика. Разумеется, для данного действия требуется хорошая документальная подготовка. В противном случае, велик риск погрязнуть в судах по искам организации — должника о защите деловой репутации и возмещении убытков, причиненных распространением недостоверной информации о защите деловой репутации и возмещении убытков, причиненных распространением недостоверной информации.

Четкого разделения между структурными подразделениями организации полномочий и ответственности по управлению дебиторской задолженностью.

II. За надлежащее текущее управление дебиторской задолженностью на предприятии ответственность должны нести следующие подразделения и должностные лица:

1) Генеральный директор: разработка и проведение политики для обеспечения эффективного управления дебиторской задолженности; утверждение коэффициентов дебиторской задолженности; разработка мероприятий по организации контроля над её состоянием и выполнением соответствующих решений; контроль над эффективностью использования денежных средств и товаров предоставленные в рассрочку; проведение мер финансового оздоровления; применение анализа и контроля дебиторской задолженности; инновационная активность в среде использования современных форм.

2) Главный бухгалтер: расчет коэффициентов дебиторской задолженности, проведение анализа предельно допустимых значений дебиторской задолженности, составление (ежедневных) отчетов о поступлениях и платежах, учет дебиторской задолженности на каждую отчетную дату; разработка диагностического анализа состояние и причин, в силу которых у фирмы сложилось негативное положение с ликвидностью дебиторской задолженности; контроль за текущим состоянием дебиторской задолженности предприятия.

3) Менеджер по сбыту: анализ и контроль дебиторской задолженности.

III. Меры оптимизации дебиторской задолженности:

С точки зрения возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов:

1) предоплата (товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом);

2) оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги);

3) оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю);

4) оказание равноценных дебиторских задолженностей работ, услуг, обменом различными товарами, идеями.

Помимо формализации целей управления дебиторской задолженностью в кредитной политике следует определить задачи, решение которых позволит достичь целевых значений (например, выход на новые рынки сбыта, завоевание большей доли существующего рынка, формирование положительной репутации среди покупателей). Каждая сформулированная задача должна иметь количественное измерение и сроки выполнения.

Перейти на страницу номер:
 1  2  3  4  5  6  7  8  9  10  11  12  13  14  15 
 16  17 

© 2010-2024 рефераты по менеджменту